RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Новости

Новости

20 ноября 2008г. Москва, ВВЦ

Пресс - релиз Круглого стола «Развитие муниципальных финансов в условиях финансового кризиса»

В 2008 году завершается переходный период введения в действие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», определившего новые принципы формирования местных бюджетов. В то же время, местные бюджеты подверглись серьезному испытанию, вызванному мировым финансовым кризисом. Именно этим аспектам состояния бюджетов муниципальных образований в условиях глобального финансового кризиса и был посвящен Круглый стол, организованный 20 ноября 2008 г. Институтом реформирования общественных финансов в ходе Первого Национального инвестиционного форума «Муниципальная Россия - 2008», проводившегося на территории Всероссийского выставочного центра.

В работе Круглого стола приняли участие представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, экспертное сообщество. Он стал продолжением серии круглых столов, традиционно проводимых ИРОФ в осенне-зимний период и посвященных актуальным вопросам состояния общественных финансов в нашей стране, а также социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Темами предыдущих мероприятий Института были «Оценка эффективности бюджетных инвестиций на региональном уровне в условиях управления по результатам» (8 февраля 2008 г.), «Типология субъектов Российской Федерации с точки зрения регионального развития» (21 декабря 2006 г.), «Внедрение принципов нормативного бюджетного финансирования в общем среднем образовании: мониторинг ситуации по регионам Российской Федерации» (19 октября 2006 г.), а также «Бюджетные системы Беларуси, Казахстана, России и Украины и проблемы экономической интеграции» (13 декабря 2003 г. и 30 октября 2003 г.).

В своем вступительном слове на Круглом столе 20 ноября 2008 г. директор Института Владимир Викторович Климанов отметил, что в это непростое время обсуждать состояние муниципальных финансов достаточно сложно, однако уже есть наработанные идеи, вопросы, и только продуктивный обмен мнениями может позволить прийти к необходимому результату. Кроме того, Владимир Викторович презентовал подготовленный ИРОФ план мероприятий по антикризисному управлению финансами города, основанный на внедрении передовых методов финансового менеджмента на муниципальном уровне. Реализация мероприятий, сгруппированных по трем основным направлениям, - создание условий для развития доходной базы городского бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и формирование нового качества финансового менеджмента, - позволит активизировать процессы оздоровления городского бюджета, повысить эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления, создать условия для стратегического развития города.

Ведущий советник Председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Людмила Ивановна Пронина сообщила, что на совещании, состоявшемся в Государственной Думе 10 октября 2008 г., была дана оценка изменениям в законодательстве в области местного самоуправления, связанным с принятием Федерального закона № 131-ФЗ, Бюджетного и Налогового кодексов. Кроме того, Л.И. Пронина поделилась с собравшимися информацией о том, что на середину декабря запланировано второе чтение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», целью которого должно стать повышение доходной базы местных бюджетов, но не за счет федерального бюджета и не за счет увеличения проблем региональных бюджетов. Людмила Ивановна также подробно остановилась на вопросах специальных налоговых режимов.

Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Светлана Александровна Карчевская, отметив, что самым «узким звеном» 131-ФЗ является финансовая основа местного самоуправления, подняла вопрос о возможной необходимости уточнения полномочий и их разграничения между муниципальными образованиями различных типов. Оценивая перспективы предложений о перераспределении части налогов от регионов в пользу федерального центра (НДФЛ, налог на прибыль), Светлана Александровна добавила, что такое перераспределение пойдет на пользу только «богатым» регионам, при этом же федеральный центр потеряет возможность выравнивания, а, следовательно, региональная ассиметрия увеличится. Кроме того, по словам С.А. Карчевской, беспокойство Минфина России вызывает превышение в десятки раз объема субсидий над объемом дотаций на выравнивание в некоторых субъектах Федерации, поскольку это ведет к ущемлению расходной автономии.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации Леонид Борисович Пикман привел статистические данные, касающиеся фактического состояния местных бюджетов. Так, по его оценкам, 11 субъектов Российской Федерации, являющиеся «донорами», до 70% средств передают в виде дотаций на муниципальный уровень, в то время как в среднем по Российской Федерации эта цифра составляет порядка 50%. Кроме того, Л.Б. Пикман подтвердил выводы Минфина о том, что дотации на сбалансированность иногда в два раза превышают дотации на выравнивание.
 
Сергей Александрович Трунов, представитель Института реформирования общественных финансов, рассмотрел отдельные проблемы местных бюджетов в части реализации вопросов местного значения. Он подчеркнул, что сравнительный анализ динамики роста ВРП и распределения субъектов Федерации по бюджетной обеспеченности подводит к выводу о необходимости разработки новой парадигмы межбюджетных отношений, основой которой является выравнивание субъектов Федерации за счет экономического роста, а также обеспечение государственных гарантий через единые социальные стандарты и единые (с учетом индекса бюджетных расходов) нормы и нормативы реализации предметов ведения муниципального образования.

Представители органов местного самоуправления, среди которых был Глава муниципального образования «Город Глазов» Владимир Юрьевич Перешеин, являющийся председателем Ассоциации малых и средних городов России, и Алексей Александрович Захаров, заместитель начальника финансового управления г. Калуги, отметив, что вопрос очень сложный и требует серьезного подхода, рассказали собравшимся о мерах по минимизации последствий мирового финансового кризиса, принимаемых в их городах.

Директор Департамента региональной политики Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Анатольевич Дианов в своем комментарии выделил два важных момента. Первый - необходимость создания возможностей развития малого и среднего бизнеса на уровне муниципалитетов, поскольку финансовая основа муниципальных образований формируется, в основном, за счет малого бизнеса, иждивенческие настроения и надежда лишь на помощь государства приведут к потере муниципальными образованиями своей самостоятельности. Второй момент - сложные отношения муниципальных образований с региональной властью, так как именно от федеральной власти муниципалы ждут защиты и поддержки.

В ходе обмена мнениями экспертами была отмечена необходимость проведения таких круглых столов на уровне субъектов Российской Федерации, в связи с чем Институт реформирования общественных финансов взял на себя обязательство в дальнейшем продолжать работу по формированию экспертной площадки для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития общественных финансов нашей страны.


html счетчик посещений