RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Новости

Новости

3 июля 2019Москва В.В. Климанов о книге А.М. Лаврова «Перспективы бюджетных реформ в России»

В.В. Климанов о книге А.М. Лаврова «Перспективы бюджетных реформ в России»

На сайте издательского дома "Бюджет" опубликован материал, посвященный книге А.М. Лаврова "Перспективы бюджетных реформ в России". Ниже приведен тектс материала.

Владимир Викторович Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, директор Института реформирования общественных финансов, член Общественного совета при Минфине России, доктор экономических наук

В издательстве Высшей школы экономики вышла книга «Логика и перспективы бюджетных реформ в России. В поисках “оптимальной децентрализации”», написанная «отцом» многих из этих самых реформ Алексеем Михайловичем Лавровым. В книгу включены статьи и документы, подготовленные Лавровым лично или в соавторстве в течение двух последних десятилетий. Тексты в совокупности и по отдельности дают ответы на вопросы о том, как и зачем осуществлялись различные бюджетные преобразования, что лежит в их теоретической основе, куда реформы должны были бы нас привести, какие риски вставали на пути их реализации.

Знакомясь с книгой, читатель шаг за шагом формирует в сознании все более четкую картину логики и направлений совокупности преобразований в сфере общественных финансов, складывая их в систему единой бюджетной реформы. А преобразований за это время было немало! Еще в 1990-е годы начала складываться новая система предоставления межбюджетных трансфертов и статусно закрепляться их разные формы. Параллельно были запущены механизмы долгосрочного закрепления разделения доходов и разграничения расходных полномочий. В середине 2000-х появилась пугающая многих, но на деле очень полезная и содержательная аббревиатура БОР, или СБОР, - среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат. Вслед за этим пошла реформа бюджетных учреждений с внедрением новых форм оказания государственных и муниципальных услуг. Запустился процесс оценки качества финансового менеджмента в государственном секторе. Наконец, 2010-е годы ознаменовались появлением работающего механизма связки бюджетного и стратегического планирования – государственные программы.

И на зарождении всех этих новаций стоял Алексей Михайлович Лавров.

Не перестаю удивляться его инициативной смелости и вдумчивой креативности! Познакомившись четверть века назад (а первую статью в соавторстве мы опубликовали еще в 1995 году), я встретил еще не увлеченного государственными финансами сложившегося эконом-географа, пытающегося понять складывавшиеся тогда основы региональной политики и молодого федеративного устройства нашей страны.

Помню первое «погружение» в никем неведомые тогда межбюджетные отношения, которые Лавров сделал, работая в Аналитическом управлении Администрации Президента под руководством Е.Г. Ясина и Л.В. Смирнягина (о последнем, как об одном из своих учителей, Лавров блестяще написал в своей книге).

В 1998 году я был потрясен, узнав, как быстро Алексей Михайлович досрочно свернул свою стажировку в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития, вернувшись по призыву ставшего вице-премьером В.Б. Христенко в Москву (буквально за пару месяцев до этого, оказавшись по делам в Париже и встретившись с Алексеем Михайловичем, я слышал от него увлеченные рассказы о необходимости еще долгого изучения бюджетного устройства развитых стран мира).

Команда реформаторов, оказавшаяся летом 1998 года в Правительстве, среди других приняла и Концепцию реформирования межбюджетных отношений, ставшую стартовым манифестом для преобразований, которые позднее воплощались через мероприятия Программы развития бюджетного федерализма 2001 года, Концепции повышения эффективности бюджетных расходов 2004 года и последующие аналогичные документы, формулирующие принципы и положения, которые закреплялись и в законодательстве, прежде всего, Бюджетном кодексе Российской Федерации.

В каждом из этих документов вклад А.М. Лаврова, часто невидимый внешне, был огромным. С конца 1998 года он работает в Минфине России, последние восемь лет – в должности заместителя министра.

И что удивительно: даже существенно поднявшись по карьерной лестнице и достигнув шестидесятилетнего возраста, Алексей Михайлович не перестает быть истинным креатором, идеологом и реализатором бюджетных реформ. Наверное, и в будущем новые преобразования в сфере общественных финансов без него не обойдутся. И новая интересная толстая книга Лаврова об этом еще появится.


html счетчик посещений