RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Новости

Новости

3 октября 2017г. Москва

Смотрите шире. Большинство госконтрактов в регионах СЗФО достается узкому кругу поставщиков. Комментарий В.В. Климанова

В нашей стране обострилась проблема монополизации рынка госзаказов. Восемьдесят процентов совокупной стоимости всех бюджетных контрактов в РФ получают три процента поставщиков. Аналогичная ситуация сложилась и в Северо-Западном федеральном округе. При этом все регионы СЗФО демонстрируют высокие показатели несостоявшихся торгов, по итогам которых конкретная компания может получить бюджетный контракт без конкурсных процедур. Параллельно год от года растет объем прямых закупок товаров и услуг у единственного поставщика.

К таким выводам пришли эксперты федерального Центра стратегических разработок (ЦСР), которые проанализировали уровень конкуренции в системе государственного и муниципального заказа в субъектах РФ в прошлом году. Чем грозят квазиторги и доминирование нескольких десятков крупных поставщиков, как можно исправить ситуацию, выясняла корреспондент "Российской газеты".

Рынок поделили "профессионалы"

В СЗФО доля компаний, получающих 80 процентов стоимости всех государственных, региональных и муниципальных контрактов, колеблется от 2,5 процента в Республике Карелия до 6,7 процента в Ленинградской области, сообщает ЦСР.

Это значит, что в Карелии, где совокупный объем зарегистрированных в единой информационной системе закупок превысил 32 миллиарда рублей, примерно 25,5 миллиарда достались 83 организациям.

Как поясняет директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов, рынок государственного заказа из-за своей специфики неинтересен достаточно обширному кругу поставщиков. Как правило, государственные и муниципальные контракты не предусматривают предоплату и авансовые платежи.

А процедура участия в тендерах требует от предпринимателей дополнительных временных и финансовых затрат. Здесь же следует упомянуть о федеральном законе о контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ), регламентирующем избыточное регулирование закупочных процессов.

- Нередко поставщики, чтобы избежать подобных сложностей, предпочитают работать с частными заказчиками. Это одна из причин, по которой в системе госзаказа снижается уровень конкуренции, - комментирует ситуацию Владимир Климанов.

Другая причина, по словам эксперта, связана с противоречащими законодательству действиями государственных и муниципальных служащих. И речь идет не только о коррупционной составляющей, но и о нежелании и неумении отдельных чиновников разрабатывать оптимальную конкурсную документацию, создавать условия для публичных состязаний большого числа поставщиков.

В результате в нашей стране сложился неширокий круг компаний, чья работа заточена именно на заключение государственных и муниципальных контрактов, развивает тему декан школы экономики и менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Елена Рогова. Они аккредитованы на площадках всех операторов электронных торгов, работающих с госзаказчиками, специалисты фирм знакомы со всеми нюансами, связанными с подачей заявок и заключением контрактов.

- Однако это не означает, что так называемые "профессиональные" игроки рынка госзаказа могут похвастаться лучшим сочетанием цены и качества товаров, работ, услуг, - отмечает Елена Рогова. - Наоборот, подобные поставщики нередко не располагают необходимой техникой, у них нет в штате нужных специалистов. Их задача - выиграть контракт и передать его субподрядчику, оставив себе какой-то процент. В конечном счете страдают налогоплательщики. Кроме того, затягивается реализация важных проектов, поскольку субподрядчик, за действия которого победитель конкурса ответственности не несет, может получить деньги, не выполнить работы в срок, а потом и вовсе обанкротиться. Подобных примеров в нашей стране, в том числе в Санкт-Петербурге, немало.

Не утонуть в бумагах

Чтобы исправить ситуацию, необходимо реформировать законодательство о госзакупках. В частности, снизить издержки предпринимателей, связанные с участием в бюджетных торгах и аукционах, считает декан школы экономики и менеджмента петербургской "вышки".

- Можно создать единую государственную электронную торговую площадку. Такая идея звучала, но она не получила статуса законодательной инициативы, - рассуждает Рогова. - Или хотя бы унифицировать правила работы действующих операторов, сократить количество документов, представляемых поставщиками, отказаться от практики заверения бумаг у нотариуса и так далее. Кроме того, необходимо реально расширить доступ субъектов бизнеса к госзакупкам - последние усилия, которые предпринимались в этом направлении, особых результатов не дали.

Владимир Климанов предлагает посмотреть на проблему не с точки зрения несовершенства системы госзаказа, а с точки зрения недоработок на уровне формирования потребностей государства в товарах и услугах. И в качестве примера приводит анекдотическую, но довольно часто встречающуюся ситуацию, когда одну и ту же дорогу ремонтируют несколько лет подряд. Сначала - потому что полотну действительно требуется ремонт, на второй год - потому что изменились ГОСТы, а на третий год - потому что на месте двухполосной трассы прокладывают четырехполосную магистраль.

- Монополизация рынка госзаказа, безусловно, чревата лишними издержками бюджетных заказчиков, банкротством добросовестных поставщиков, несправедливо оставшихся без контракта, - продолжает Владимир Климанов. - Но еще более значительные потери экономика несет из-за несовершенной системы формирования бюджетных потребностей. И кардинальное изменение законодательства о госзакупках, которое, безусловно, назрело, должно это учитывать.

Мы так видим

Значительную долю несостоявшихся торгов тоже можно объяснить несовершенством законодательства - о госзакупках и о защите конкуренции. Сейчас заказчики, готовя конкурс, могут вполне законно установить критерии отбора товаров и услуг так, что претендовать на контракт получится лишь у ограниченного числа предпринимателей.

В СЗФО лидером по доле контрактов, заключенных по итогам несостоявшихся торгов, стала Псковская область. Там этот показатель превышает 62 процента.

- Дело в том, что в законодательстве нет четкого определения, что такое обоснование потребности заказчика, ограничение конкуренции между производителями, - поясняет руководитель УФАС по Псковской области Ольга Милонаец. - Вот конкретный пример. Псковский заказчик прописал в аукционной документации, что ему необходим экскаватор с конкретными характеристиками, свойственными технике одной единственной марки. В аукционе участвуют производитель этих экскаваторов и дилер. К нам обращается другой производитель, его машины тоже подходят заказчику, но из-за слишком конкретных требований к предмету торгов компания не может участвовать в аукционе. В том числе из-за разницы в ширине колеи в 12 сантиметров. Заказчик сказал, что ему нужен "более устойчивый экскаватор", но у нас же не горы! Результат предсказуем: торги не состоятся, будет одно ценовое предложение. А мы не можем оспорить это в суде. Ведь права участников аукциона не нарушались, заявки две, "конкуренция" есть, а проверка обоснованности самой потребности заказчика выходит за пределы нашей компетенции. И таких примеров - уйма.

Лоты мельчают

Что касается борьбы с контрактами, необоснованно заключенными с единственным поставщиком, она идет на Псковщине достаточно успешно. Однако проблема есть и здесь. Так, 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам, соблюдая определенные условия, определять исполнителей работ стоимостью до ста тысяч рублей без конкурентных процедур. И нередко чиновники, руководствуясь какими-то личными порывами, делят один крупный лот на несколько мелких.

- Такие, на первый взгляд, небольшие контракты, заключенные с единственным поставщиком, не выкладываются в открытый доступ, - подчеркивает Ольга Милонаец. - Поэтому случаи, когда контракты дробят необоснованно, как правило, попадают в поле зрения антимонопольных органов только после плановых и внеплановых проверок прокуратуры.

Возможно, следует обязать заказчиков публиковать извещения о намерении выбрать единственного поставщика за пять дней до заключения контрактов, предполагает руководитель псковского УФАС. Чтобы и сотрудники прокуратуры, и предприниматели, которые, возможно, тоже хотели бы выполнить эти работы, могли ознакомиться с планами чиновников - и в случае необходимости обратиться в антимонопольное ведомство.

  • Пока же мы наблюдаем постфактум, что одни и те же заказчики в Псковской области из года в год делят большие контракты на несколько договоров стоимостью до ста тысяч рублей, чтобы не проводить конкурентные процедуры. Они становятся фигурантами административных дел, платят штрафы в 20-30 тысяч рублей, но все равно продолжают это делать, получая, видимо, какую-то иную выгоду, - подводит итог Ольга Милонаец.
Источник:


html счетчик посещений