RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Новости

Новости

30 июня 2016г. Москва

Наутро. 30 июня. Эксперт В.В. Климанов

В среду «Ведомости» сообщили о предложении Министерства финансов заморозить расходы бюджета в номинальном выражении на уровне 15,78 триллионов рублей в год на период с 2017 по 2019 год. По словам представителя ведомства, это приемлемый уровень расходов, который можно позволить с учетом всех рисков в сложившейся экономической ситуации, не растрачивая при этом резервы и не разгоняя инфляцию. С учетом инфляции, к концу рассматриваемого периода, расходы в реальном выражении сократятся на 20% к уровню 2016 года.

Сокращение финансирования коснется 36 из 42 госпрограмм. Сильнее всего будет урезано финансирование госпрограммы по развитию физкультуры и спорта: за три года оно будет сокращено больше чем в два раза. Финансирование госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сокращается в 20 раз, а финансирование социально-экономического развития Крыма - в 2,5 раза. При этом расходы на управление государственными финансами, развитие промышленности и развитие экономики в номинальном выражении, наоборот, будут расти.

В непрограммной части федерального бюджета увеличатся расходы только на развитие пенсионной системы: в следующем году расходы составят 3,35 триллиона рублей, а в 2019 этот показатель вырастет до 3,67 триллиона рублей. Зато за эти три года существенно сократится финансирование Центризбиркома.

Напомним, что недавно правительство решило сохранить расходы в следующем году на уровне текущего, хотя в этом году уточненные расходы составят 16,25 триллиона рублей. Теперь же речь идет о сокращении расходов. Идею о заморозке расходов в номинальном выражении поддержал и министр экономического развития Алексей Улюкаев, он считает этот шаг приемлемым и не видит больших рисков.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов считает, что сокращение финансирования госпрограмм регионального развития некритично, и мероприятия будут продолжаться, но уже за счет других финансовых источников: «Мне кажется, что столь существенное сокращение финансирования по территориально-ориентированным государственным программам связано в большей степени не с тем, что данные территории не будут получать поддержку со стороны федерального бюджета, а просто с изменением подхода к финансированию различного рода проектов, реализуемых за счет федеральных средств на этих территориях»,-говорит эксперт.

По его словам, большая часть действий, которые заложены в качестве основных мероприятий в этих госпрограммах продолжат осуществляться и дальше, но финансироваться они будут уже за счет отраслевых государственных программ.

«Вообще этот вопрос - сочетание территориальных и отраслевых государственных программ - давно обсуждается и в экспертной среде, и в правительственных кругах, но пока он не находит окончательного решения. Достаточно сказать, что программа развития Арктической зоны Российской Федерации вообще не включает никакого финансирования со стороны федерального бюджета, лишь сосредотачивает некий комплекс основных мероприятий, которые локализуют действия правительства (в широком смысле этого слова) на данной части территории страны», - объясняет Владимир Климанов.

«Скорее всего, по этому пути сейчас будут происходить и действия, связанные с изменением финансирования за счет средств федерального бюджета в других территориальных отраслевых программах: программе развития Дальнего Востока, Северо-Кавказского федерального округа, Крымского федерального округа, а также Калининградской области. В меньшей степени, как мне кажется, это затронет как раз последнюю программу, потому что ориентированность на Калининградскую область полностью сосредоточена как раз в рамках этой территориально-отраслевой программы. Для других госпрограмм можно ожидать исключения каких-то объемов финансирования по мероприятиям, не имеющим комплексного характера. То есть если эти действия связаны с развитием образования или здравоохранения, реализуемые на данных территориях, то тогда они могут попасть в отраслевые программы развития образования или развития здравоохранения», - полагает эксперт Академии.

Саму идею замораживания бюджетных расходов Климанов считает вынужденной: «Другой вопрос, что в рамках в целом оптимизации расходов бюджета и замораживания их в номинальном выражении на среднесрочный период мы не получим адекватного развития, в том числе из-за кардинального сокращения объема инвестиций. Все-таки надо понимать, что сокращение финансирования в объемах, равных предшествующему периоду в номинальном выражении, не увеличивает объем инвестиций адекватно потребностям экономики. Поэтому такое замораживание расходов в целом - неблагоприятное явление для нашей страны, но видимо вынужденное в силу сложившейся экономической ситуации», -заключил Владимир Климанов.

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы, Александра Суслина разделяет эту точку зрения: «Конечно, заморозка расходов, еще и в номинальном выражении, - это чрезвычайная мера, скажем так. Настолько существенное сокращение в реальном выражении сильно замедлит выход из кризиса и переход на более или менее приемлемую траекторию экономического роста», - считает она.

«Но это одна сторона медали, другая ее сторона заключается в том, что у нас катастрофическая нехватка бюджетных средств, и если не увеличивать налоги, то мы встаем перед большой проблемой: как мы будем финансировать эти самые расходы. Иными словами тут выбор такой - либо сильно повышать налоги, либо сильно сокращать расходы.

Недавно в Минфине были идеи повысить налоги, но пока такое решение не принято. Ответное решение - это снижение расходов. Я не исключаю, что будет достигнуто компромиссное решение, то есть немного повысят налоги и не так сильно заморозят расходы», -делится своими предположениями эксперт ЭЭГ.

«Сейчас трудно об этом говорить, потому что пока нет никаких официальных документов, только статья в «Ведомостях» и больше ничего, никаких основных направлений налоговой политики и тому подобного. Бюджетной документации тоже пока никакой нет, и я так понимаю, что это какие-то предварительные расчеты того, что нужно было бы предварительно сделать с расходами, чтобы нам уложиться в приемлемые параметры бюджетного дефицита и не растрачивать полностью резервы, потому что у нас их очень мало», - резюмировала Александра Суслина.


html счетчик посещений