RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Новости

Новости

16 декабря 2016г. Москва

Новое укрупнение регионов может начаться с Москвы и Мособласти. Мнение В.В. Климанова

Процесс укрупнения российских регионов может начаться с Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также так называемой тюменской «матрешки»: Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Такое мнение ТАСС высказали эксперты и представители научного сообщества.

Вопрос укрупнения регионов вновь становится актуальным. Сегодня плюсы и минусы объединения северной столицы с соседним регионом обсуждают участники дискуссионного клуба в Петербурге, в числе которых представители общественных организаций, политики, ученые, журналисты, бизнесмены.

Кто может попасть под объединение

Потенциал укрупнения на сегодняшний день, по словам экспертов, есть всего у нескольких регионов. Среди наиболее очевидных примеров - Москва и Московская область, Петербург и Ленобласть.

Чиновники: среди плюсов укрупнения регионов - улучшение качества жизни

«Типичный для многих государств случай, когда столица не выделяется в качестве города, а столичный регион представляет собой одно образование. Все остальные случаи, которые могут быть рассмотрены, как правило, ограничиваются соседними субъектами федерации, например, Алтайский край и Республика Алтай, которые были когда-то связаны», - рассказал заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

По его словам, под объединение потенциально могли бы попасть и близко расположенные субъекты в центральной России, а также автономные округа, входящие в состав областей. «Известный случай с оставшимися у нас автономными округами, которые входят в состав Тюменской и Архангельской областей. Эти единичные случаи могут, конечно, рассматриваться и быть запущены, но целесообразность объединения не всегда очевидна», - добавил Климанов.

Руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин считает, что объединять регионы - это как передвигать мебель. «У нас очень много регионов, которые построены по национальному признаку. Поэтому объединять небольшие республики, например, на Северном Кавказе, не представляется возможным. Объединять регионы в Центральном федеральном округе смысла не имеет никакого, потому что это как переставлять мебель в квартире: затраты на это есть, а в результате мы получим то же самое, экономической пользы от этого будет мало или не будет совсем», - уточнил он.

«Объединять небольшие республики, например, на Северном Кавказе, не представляется возможным. Объединять регионы в ЦФО смысла не имеет никакого, потому что это как переставлять мебель в квартире: затраты на это есть, а в результате мы получим то же самое, экономической пользы от этого будет мало или не будет совсем» Александр Дерюгин руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС

Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер высказал ТАСС мнение, что проект объединения, например, тюменской «матрешки» малоперспективен. «В тюменской »матрешке« давно еще были заключены соглашения между Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами и Тюменской областью. Область получает достаточно большие деньги от этих округов, там есть совместные органы управления и областная Дума, которая закрывает все три субъекта. Это непривычная структура для России, но менять ее не стоит, перемены могут привести к тому, что бюджетный поток из этих регионов может стать меньше», - отметил он.

Гонтмахер добавил, что с точки зрения объединения можно рассмотреть Республику Алтай и Алтайский край. «На прежнем этапе всегда пытались объединить более сильный и более слабый регион. Здесь еще неизвестно, кто сильный, кто слабый, потому что Алтайский край чуть посильнее с точки зрения валового регионального продукта, чем Республика Алтай, но все прекрасно знают, что в республике большой теневой бизнес, связанный с отдыхом, туризмом, там признаков бедности и нищеты особо нет. В этом смысле Алтайский край не настолько сильнее Республики Алтай», - заявил он.

История объединения

Одной из причин объединения регионов является попытка помочь более слабым субъектам за счет присоединения к более сильным. По словам Дерюгина, объединение в 2007 году Таймырского и Эвенкийского автономных округов с Красноярским краем решило проблему их дотационности. «Таймырский и Эвенкийский автономные округа получали очень много дотаций из федерального бюджета, а когда вошли в состав Красноярского края, то федерация неплохо на этом сэкономила», - заметил он.

«Таймырский и Эвенкийский автономные округа получали очень много дотаций из федерального бюджета, а когда вошли в состав Красноярского края, то федерация неплохо на этом сэкономила» Александр Дерюгин руководитель лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС

Однако Дерюгин отметил, что на сегодняшнем этапе федерация не получит ничего, кроме головной боли и дополнительных расходов, от объединения регионов. «Такая заинтересованность есть, но я считаю, что финансовый аспект должен занимать предпоследнее место среди тех, которые называются в пользу объединения регионов. Кроме головной боли и дополнительных расходов мы, скорее всего, ничего не получим», - сказал он.

Тем не менее, по словам депутата Заксобрания Красноярского края Анатолия Амосова, объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов дало положительные результаты и ускорило освоение недр бывших округов.
Первым прецедентом объединения регионов в современной России после принятия в 1993 году Конституции РФ стал Пермский край (образован в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа), новую историю регион ведет с 2005 года. Олег Королев

Губернаторы призывают учесть мнение жителей, комментируя идею об объединении регионов.

Вслед за Пермским краем последовало появление Камчатского края - в 2007 году такое название получили ранее существовавшие отдельно Камчатская область и Корякский автономный округ. В результате, до 2008 года число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, самостоятельное существование прекратили 6 из 10 автономных округов, а три области - Пермская, Камчатская, Читинская - сменили название на края.
По мнению Климанова, те объединения, которые произошли с 2005 по 2008 год, вряд ли могут служить каким-то ориентиром на дальнейшее развитие этого процесса. Тогда произошло объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край, Усть- Ордынский Бурятский автономный округ вошел в Иркутскую область, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Плюсы и минусы реформ

Среди положительных моментов объединения регионов, по словам Климанова, могут быть сокращение дифференциации в развитии регионов, снижение числа объектов управления со стороны государства и, как следствие, повышение скорости доведения решений федерации и реакции центра на импульс, идущий снизу. «Есть иногда и синергетический эффект, связанный с тем, что иногда регионы будут взаимодополнять потенциал друг друга, а не растаскивать. Межрегиональная дифференциация сократится и перераспределение ресурсов будет меньшим», - пояснил Климанов.

Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается. Леонид Давыдов председатель фонда «Петербургская политика»

Председатель фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов отметил, что в перспективе объединение регионов необходимо, однако для этого нужна политическая воля. «Идея сама по себе здравая, и к ней несколько раз подходили разные люди, верстались экономические зоны на манер федеральных округов, безусловно, на практике это полезно, другое дело, что этот процесс для текущей политики неочевиден. Целесообразно объединять северо-западный регион, Московский регион, Свердловскую и Челябинскую области, Красноярский край и Хакасию. Польза может быть только в самодостаточности объединенных регионов: берем сильный, слабый и они превращаются в стабильный регион, который не требует федеральных дотаций, и экономически сам развивается», - сказал ТАСС Давыдов.

Однако, по мнению экспертов, реальных предпосылок для объединения регионов пока нет, на данном этапе это может дестабилизировать ситуацию и привести к противостоянию региональных элит.

Матвиенко: вопросы об укрупнении регионов нужно решать на референдуме

Президент: укрупнение регионов - прерогатива региональных властей и местного населения

«Объединение регионов - это достаточно большие издержки по администрированию процесса. Представьте себе, какие затраты нужны, чтобы перевести всю систему управления, регистрационные документы, принципы принятия решений на новый уровень. Кроме того, может возникнуть политическое противостояние элит, которые будут недовольны таким объединением и потеряют контроль над ситуацией, в связи с чем начнут противодействовать этому процессу», - заявил Климанов.

По мнению Гонтмахерат, не заинтересованы в объединении губернаторы. «Плюс везде есть местная сформированная элита и бюрократия. Я думаю, что сейчас вопрос укрупнения регионов не актуален, есть более важные и острые проблемы. Когда в 2006, 2007 годах этот процесс начался, то была такая концепция: если бедный регион слился с сильным, то бедному станет лучше, но как видно сейчас, в основном, это не получилось и не привело к существенным сдвигам в положении более слабых регионов», - добавил он.

Создание межрегиональных структур

Альтернативой объединению регионов, по мнению экспертов, может стать создание надрегиональных структур.
«Мне кажется более перспективным создание надрегиональных структур и придание им каких-то отдельных полномочий, которые в настоящее время сосредоточены на федеральном и региональном уровне», - сказал Климанов.

Дерюгин добавил, что для реализации крупных проектов на уровне нескольких регионов не обязательно объединять их.
«Если мы говорим о реализации достаточно крупных проектов, которые якобы легче делать в рамках объединенного субъекта, то никто не мешает двум регионам взаимодействовать по реализации какого-то проекта. А если чиновники друг с другом не могут договориться, то это повод менять не границы регионов, а чиновников. Я считаю, что объединение регионов - это отвлечение внимания и ресурсов от решения других более важных задач экономического развития, поскольку наши регионы существуют достаточно долго в таких границах и каких-то проблем в связи с этим я не видел», - отметил эксперт.

Источник:


html счетчик посещений