Интервью и комментарии
16 апреля 2020Российская газета
Задача на деление
На фоне эпидемии коронавируса Ростовская область переходит в режим жесткой экономии. По этому пути могут пойти и другие регионы, считает эксперт «РГ», директор Института региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Особенно трудно придется «середнячкам», уточняет он.
Комментарий
Владимир Климанов, директор Института региональной политики РАНХиГС:
- Меньше двух месяцев назад бюджет в Ростовской области был пересмотрен в сторону увеличения. При этом объем трансфертов из федерального бюджета у них не менялся.
По всей видимости, 2019 год был завершен с переходящими остатками, которые они решили включить на этот год, поэтому и произошло увеличение расходов по разным направлениям.
Вот такая у нас бюджетно-финансовая практика. В феврале местные власти принимали решение в сторону увеличения казны, а теперь будут сокращать расходную базу.
От чего можно отказаться? Как правило, это проекты, которые выходят за пределы этого финансового года, их можно отложить до лучших времен, они не дадут эффекта сейчас. Речь идет о долгосрочных инвестициях, всевозможных госзакупках, которые связаны с непрямыми действиями органов власти. Например, закупки на научно-исследовательские работы всегда режутся. Легко можно было бы отказаться от расходов на международную деятельность органов власти.
Тем не менее, как видим из документа, ростовские власти сохранили траты на камеры видео наблюдения и текущие расходы службы эксплуатации административных зданий правительства.
Сейчас повторяется ситуация 2009 года, когда мы нарастили расходы в большей степени из-за социальных обязательств, а доходы должны сократиться. Между тем, бюджет Ростовской области принят с предельным дефицитом. При таком резком падении доходов в Ростовской области будет сложно брать в долг, чтобы компенсировать эту разницу.
А маневра нет никакого, если только не рассчитывать на межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Потому что самим мобилизовать доходы попросту неоткуда. Ведь больше 90 процентов поступлений в местную казну обеспечивает НДФЛ и доход на прибыль. И то и другое в этом году должно снизиться из-за кризиса.
Я почти уверен, что не только в Ростовской области, которая является «середнячком», но и в других субъектах РФ будут пересматривать бюджеты.
Между тем регионы, которые, которые сильно зависят от межбюджетных трансфертов, пострадают не сильно. У них падение доходов не столь ощутимо в целом для бюджета. Если бюджет Ингушетии на 90 процентов состоит из дотаций и субсидий, то даже если он потеряет остальные 10, то для республики ничего критического не произойдет.
Тем не менее, в этом году для региональных бюджетов ничего позитивного я не ожидаю. У них есть только три основных источника доходов: межбюджетные трансферты, налог на прибыль и НДФЛ. Снижение доходов очевидно. Расходы увеличились в силу социальных обязательств. Придется уповать только на дополнительные трансферты. Но нужно понимать, откуда они появятся в федеральной казне.
...
https://rg.ru/2020/04/16/reg-ufo/nazvany-regiony-chi-ekonomiki-silnee-vsego-postradaiut-ot-covid-19.html
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003