Интервью и комментарии
21 декабря 2009Infox.ru
Регионам некуда выйти из кризиса
В понедельник созданный два месяца назад Институт регионов представил свое первое серьезное исследование под названием «Регионы России -- перспектива выхода из кризиса». В ходе обсуждения за аналитику экспертов похвалили, но четких инструментов посткризисного развития регионов в докладе не нашли.
Институт регионов представил свой доклад на расширенном заседании клуба социально-консервативной политики («Единая Россия»). Обсудить его собрались депутаты, члены общественной палаты, представители Минфина, Минрегионразвития, заместители губернаторов ряда областей.
Представлявшая доклад депутат Галина Изотова начала со слов: «2010 год не будет стабильным для региональных экономик. Разговоры о том, что кризис позади, преждевременны». По данным Института регионов, спад промышленного производства продолжается, особенно в сырьевой, металлообрабатывающей, машиностроительной специализации. В 57 субъектах РФ регистрируется снижение инвестиций. Оборот розничной торговли по сравнению с прошлым годом составил 94,3%. Впрочем, по 17 областям он вырос. Лидер по этому показателю -- Ингушетия.
Чем ближе к концу года, тем меньшее количество регионов выходят на профицитный бюджет: на 1 октября их было 68, а на 1 декабря -- 57. Оценка общих объемов дефицита региональных бюджетов колеблется от 423 млрд руб. (по данным Минфина) до 804 млрд (по данным самих регионов). Положительная информация о том, что расходы возрастают, нивелируется источником этих расходов: это достигается за счет роста государственного долга регионов. Решения проблемы государственного долга, по мнению экспертов, не просматривается.
Довольно серьезно стоит угроза снижения уровня жизни. 60 российских субъектов зафиксировали тенденцию сокращения реальных доходов населения. Причем по некоторым регионам снижение произошло более чем на 10%. Угрозу стабильности государства представляет колоссальная разница в обеспеченности территорий, она доходит до 11,5 раза.
Опираясь на проделанный анализ, директор центра стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) Владимир Княгинин нарисовал вероятный сценарий действий регионов. По его мнению, там будут «резать инвестиции, разбираться с объемом набранных социальных обязательств и сокращать управленческие расходы, а это бюджетники».
Член общественной палаты Вячеслав Глазычев предположил, что особо остро все это будет проходить в благополучных регионах, потому что «нищим и терять нечего». Но он считает, что на сегодняшний день сложно определить, кто действительно «нищий». По его мнению, информация о малых городах «искажена дважды» -- приглаженными официальными данными и журналистскими статьями, преувеличивающими масштаб бедствия. «По большинству малых городов реальные доходы в разы превышают официальную статистику. Нет возможности понять, где правда зубы на полку, а где иначе», -- считает Глазычев.
Тем не менее в целом анализ, проведенный Институтом регионов, собравшиеся оценили высоко. Главные вопросы вызвал план действий. А он, по сути, сводился к двум стратегическим линиям: поддержка на госуровне сбалансированной региональной бюджетной системы и решение проблем занятости. Такая общая программа не удовлетворила собравшихся. Какие-то варианты попытались нащупать по ходу обсуждения.
Прозвучали мнения, отличные от общепринятых. Глазычев высказал довольно жесткую точку зрения на решение проблемы занятости. Он полагает, что сдерживание безработицы любой ценой, искусственное растягивание рабочей недели, паническая боязнь увольнений только усугубляют проблему. «Я понимаю связанные с этим политические риски. Но модернизация высвобождает еще больше сотрудников, чем сокращение производства. Мы не можем превратить экономику страны в собес. Сфера услуг -- вот фактически единственная зона расширения реального рынка труда», -- поделился своими соображениями эксперт.
Его поддержал депутат Госдумы Александр Коган. Он видит решение проблемы занятости в трудовой межрегиональной миграции. «На Западе, по статистике, люди переезжают за работой в течение жизни среднем по семь раз», -- сообщил он. Но тут же признал, что в России такое вряд ли возможно, по крайней мере до тех пор, пока не будет создана инфраструктура, и в первую очередь возможность получить рентное жилье на новом месте работы.
В конце концов участники заседания вынуждены были признать: рекомендации Института регионов -- это некая обобщенная стратегия без конкретных инструментов реализации. «Все предложения направлены на лечение ситуации, даже не на профилактику. Хорошие тезисы и ориентиры, но хочется конкретных механизмов», -- заключил Коган. А директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, оценивая уже не только обсуждаемый доклад, но и в целом имеющееся в обществе понимание проблемы, добавил: «Системного взгляда на то, как регионам выходить из кризиса, нет». И это тогда, когда эксперты настаивают на том, что пришло время планировать уже посткризисное развитие экономики.
https://www.infox.ru/news/38/social/society/36236-regionam-nekuda-vyjti-iz-krizisa
10 декабря 2009
Территории особого внимания
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук.
Мой довод во многом сводится к тому, что у нас изначально, в идеологическом плане для особых экономических зон не обозначили необходимость того, чтобы они были именно пространственными точками роста. То есть первые зоны (промышленно-производственные и технико-внедренческие) вообще рассматривались исключительно как инструмент промышленной политики, а не как инструмент политики региональной. В этой связи получилось, что мы создаем локализованные территории, которые импульса (по крайней мере на окружающую территорию) не дают. Даже площадной масштаб этих зон не достаточен для того, чтобы развернуться и дать какой-то толчок. Причем сравнение с Китаем здесь выглядит совсем некорректно, так как специальные экономические зоны в Китае гораздо больше и по территории, и по другим аспектам, плюс в меньшей степени локализованы. Скорее наши ОЭЗ можно сравнивать с какими-либо производственными зонами в ряде индустриальных стран. Тогда как в Китае через их зоны проходило большее количество той же рабочей силы, которое повышало квалификацию, подразумевался больший объем иностранных инвестиций. Там изначально от этого ожидали больший эффект. http://www.gzt.ru/Gazeta/ekonomika-klimat-v-gazete/276548.html
20 ноября 2009
«АвтоВАЗ» признали безнадежным
«Безусловно, невозможно одномоментно решить проблемы Тольятти, - считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Все-таки «АвтоВАЗ» - достаточно громоздкое предприятие, и если уж кризис его коснулся, то и весь город будет чувствовать себя не совсем благополучно. С другой стороны, крупные размеры самого города задают и соответствующие просторы для разнообразного развития. И первым шагом на пути решения проблем Тольятти должен стать поиск возможности создания новых производств в самом городе, чтобы высвобождающиеся работники с «АвтоВАЗа» смогли найти какие-то новые формы применения».
http://www.infox.ru/business/career/2009/11/19/Avtovaz.phtml
16 ноября 2009Infox.ru
Уволенных рабочих «АвтоВАЗа» переселяют в Калужскую область
Правительство планирует переселить тысячи уволенных работников «АвтоВАЗа» в Калужскую область в рамках программы реорганизации моногородов. Если пилотный проект в Тольятти будет реализован, предложение переехать будет сделано жителям других моногородов. Переселение жителей моногородов не может быть массовым, предупреждают эксперты.
Один из планов реструктуризации «АвтоВАЗа», рассматриваемых в правительстве России, предусматривает переселение части сокращенных сотрудников предприятия в Калужскую область и их трудоустройство на заводах Volkswagen, рассказал Infox.ru источник, знакомый с ходом консультаций в правительстве, сотрудник администрации Тольятти и представитель администрации Калужской области.
Переезд работников «АвтоВАЗа» должен стать экспериментальным проектом по реорганизации моногородов (то есть населенных пунктов, большая часть работоспособного населения которого трудится на одном градообразующем предприятии). В случае его утверждения вопрос переселения станет актуальным для жителей нескольких сотен других проблемных моногородов, пояснил источник. Бюджет пилотного проекта источник оценивает в $1 млрд.
Инженеры готовятся к переезду
Изначально план переселения сотрудников «АвтоВАЗа», трудоустройство которых в Тольятти невозможно, разрабатывался администрацией Калужской области с привлечением консалтинговой компании Strategy Partners. «После обмена мнениями с администрацией Калужской области мы пришли к выводу, что область может абсорбировать до 5 тыс. сотрудников», -- рассказал Infox.ru Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners, консультирующей администрацию Калужской области по этому проекту. По его словам, проект будет подготовлен в течение текущей недели. «Оценки, во сколько обойдется переезд сотрудников бюджету, называть преждевременно, но в любом случае это выгоднее, чем платить людям пособие по безработице, -- отметил Александр Идрисов. -- А главное -- экономике России выгодно выводить людей оттуда, где какое-то время будет сохраняться депрессивная ситуация, и перемещать туда, где есть потенциал экономического роста. На создание новых рабочих мест в Тольятти потребуется время, а переезд -- это срочная мера. Для Самарской области, может быть, это не самый выгодный вариант, но в данном случае нужно думать в первую очередь о людях».
Возможность миграции сотрудников «АвтоВАЗа» из Тольятти в Калужскую область действительно прорабатывается, но сроки переезда, количество переезжающих, обеспечение их жильем и прочие частные вопросы пока остаются дискуссионными, подтвердил один из чиновников правительства Самарской области. Начальник пресс-центра «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов не стал комментировать проект Калужской области.
Лидер профсоюза «Единство» (при «АвтоВАЗе») Петр Золотарев рассказал, что предложение о переезде уволенных сотрудников «АвтоВАЗа» «поступило от руководства Volkswagen, который расширяет свои мощности в Калужской области и нуждается в рабочей силе». Подробности переговоров о переезде профсоюзному активисту неизвестны. Александр Идрисов говорит, что проект переселения может затронуть 5 тыс. работников «АвтоВАЗа». По информации представителя мэрии Тольятти, предложение переехать будет сделано работникам инженерно-технического корпуса.
«Проблема в том, что очень хороших специалистов с «АвтоВАЗа» не уволят, а низкоквалифицированные не нужны в Калуге, -- говорит директор отраслевого аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. -- Конечно, специалисты очень высокого уровня есть среди сотрудников пенсионного и предпенсионного уровня, но они не настолько мобильны, чтобы на старости лет ехать из Тольятти, в котором они прожили всю жизнь, в Калугу».
Александр Идрисов не соглашается: «Я не думаю, что при том масштабном сокращении, которое планируется на «АвтоВАЗе», в число уволенных не попадут высококвалифицированные люди».
Согласно планам правительства и руководства «АвтоВАЗа», на предприятии должно остаться 74 тыс. сотрудников. В начале года работали 106 тыс. человек, а сейчас осталось 93-94 тыс. То есть всего сократят 32 тыс. относительно уровня начала года или 20 тыс. по сравнению с текущим уровнем.
На каждого уволенного с АвтоВАЗа приходится по два-три уволенных с предприятий-смежников, также расположенных в Тольятти, говорит Сергей Целиков. «На «АвтоВАЗ-Агрегате» уже больше 1,5 тыс. человек сократили, на «Детальстройконструкции» -- порядка 700 человек, на Тольяттинском заводе технологического оснащения сокращают половину и так далее, -- перечисляет эксперт. -- Параллельно с «АвтоВАЗом» начало сокращаться все кругом. Поставщики и дилеры начали сокращать людей. Люди теряют работу -- меньше покупают, падает выручка в магазинах. Недвижимость каждый месяц валится и валится. Практически все риэлтеры в городе -- почти банкроты».
Мест нет
Накопленный в России опыт свидетельствует о том, что переселение жителей моногородов не может быть массовым, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Например, при создании в конце 1970-х -- начале 1980-х годов Старооскольского металлургического комбината из других регионов СССР туда переезжали лишь высококвалифицированные инженеры, а неквалифицированная рабочая сила в основном привлекалась из ближайших областей. «Логично ожидать, что и в Калуге основная масса рабочих будет сформирована местными кадрами, не обязательно только из Калужской, но и из соседней Брянской области», -- полагает Владимир Климанов, но допускает, что «при адекватном стимулирования со стороны государства» возможно переселение из Тольятти «нескольких десятков, максимум -- пары сотен высококвалифицированных кадров». Директор института рассказывает, что уже сейчас в Калужскую область на менеджерские позиции переехали сотрудники из стран СНГ, в частности из Узбекистана.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики профессор Наталья Зубаревич допускает, что «через несколько лет при развитии автомобильного кластера Калуга столкнется с дефицитом трудовых ресурсов и перетащит часть занятых на «АвтоВАЗе», но это будет не в 2009 году и, скорее всего, не в 2010-м». «При этом совершенно понятно, что увольнять с «АвтоВАЗа» надо уже сейчас, -- подчеркивает она. -- Так что по времени это не сильно связанные между собой меры». Профессор считает, что самый простой вариант -- «когда люди едут в Калугу на время как трудовые мигранты, а не переезжают на постоянное место жительства с семьями».
Директор субрегионального бюро Международной организации труда Мартина Лубиова отмечает, что низкая мобильность в России вызвана «пропиской, привязкой к жилью, большими расстояниями и, наверное, особой славянской привязанности к дому». Она не верит, что активные миграции населения из региона в регион сейчас возможны. Деньги, выделяемые российским правительством в рамках региональных программ занятости, эксперт считает недостаточными для решения проблемы «структуральной несбалансированности». Мартина Лубиова убеждена, что необходимо найти системное решение, подходящее для всех проблемных моногородов. «Всегда можно выручить одно предприятие, но если таких 400, надо искать системные подходы, привлекать работодателей», -- говорит она.
Эксперты отмечают, что надеяться на массовые переезды жителей моногородов не стоит. «Конечно, нужно стимулировать перемещение трудовых ресурсов, сняв как можно больше ограничений, но это проблема не моногородов как таковых, а вопрос о новых траекторий развития страны в целом, и возможности такой миграции сильно ограничены, -- говорит Владимир Климанов. -- Поэтому нужно находить максимум возможностей для внутренней переориентации этих территорий, для перепрофилирования, максимально активизировать внутренние ресурсы».
Сергей Целиков тоже считает, что лучшим решением для уволенных с АвтоВАЗа было бы создание новых сборочных предприятий в самом Тольятти. Наталья Зубаревич не сомневается, что для решения проблем «АвтоВАЗа» сотрудников предпенсионного возраста придется отправить на пенсию, а остальным государство должно «помочь -- хотя бы информационно и средствами на начальную адаптацию -- в поиске работы в Самаре, в других ближайших регионах».
В перспективе, «если автомобильные кластеры будут развиваться так, как планировали до кризиса западные компании, возможно привлечение лучших кадров «АвтоВАЗа» не только в Калугу, но и в Санкт-Петербург и на другие автомобильные производства», уверена Наталья Зубаревич. «География автомобильного производства очевидно будет смещаться, -- соглашается Владимир Климанов. -- Наверное, вряд ли уже когда-нибудь «АвтоВАЗ» выпустит 800 тыс. автомобилей, как в 2008 году. В России уже реально сложились две системы автомобилестроения: старые производства и новые. Последние, к которым относятся Калининград, Калуга, Санкт-Петербург, Таганрог, будут скорее наращивать производства, чем сокращать. С этой новой географией автопрома нельзя не считаться».
https://www.infox.ru/news/72/economy/finance/32877-uvolennyh-rabocih-avtovaza-pereselaut-v-kaluzskuu-oblast
12 ноября 2009г. Москва
Эксперты для власти
В ИРОФ отмечают, что в сложившихся кризисных условиях 2009 года спрос на интеллектуальную продукцию со стороны власти в целом упал. «Сейчас нужно прежде всего решать задачи, менее нацеленные на достижение каких-то стратегических целей, - полагает Климанов. - В то же время о них нельзя забывать даже в столь тяжелые времена. В будущем, когда начнется экономический подъем, выиграют именно те, кто в своих действиях не ориентировался лишь на текущие нужды».
http://bujet.ru/article/64351.php
5 ноября 2009
Деньги столице
Субсидии - безвозмездны и безвозвратны, имеют целевое назначение, рассказывает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, как правило, они выдаются не конкретному региону, а на финансирование определенных расходов и затем распределяются между субъектами Федерации. Москва могла бы получить субсидию на финансирование дорог или метро, рассуждает он.
Если абстрагироваться от личности участников конфликта, то подоплека у него сугубо экономическая, заключает Климанов: в условиях кризиса правительство решило обратиться к ресурсам Москвы, чтобы поддержать за ее счет другие регионы, в такой ситуации столица вправе рассчитывать на компенсацию.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/11/05/dengi-stolice
14 октября 2009
Безработных призывают становиться бизнесменами
Владимир Климанов / директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук
Нужно внимательно посмотреть, всегда ли дело касается безработицы непосредственно или иногда мы имеем дело с какими-то смежными проблемами. Например, с проблемой низких доходов населения ( ведь данный факт может быть констатирован через безработицу). То же самое можно сказать про эффективность производства, потому что очень многие занятые реально имеют источник дохода в другом месте. Похожая ситуация складывается и с мобильностью населения: если бы была соответствующая возможность, вероятно, безработица была бы ниже. Но ведь это проблема не безработицы, а проблема, связанная с административными барьерами, с отсутствием некоей институциональной среды, с социальным обслуживанием и так далее.
Так что вопрос самой безработицы, наверное, не надуман. Другое дело, что у нас вскрываются другие вопросы, где безработица является лишь проявлением. http://www.gzt.ru/Gazeta/ekonomika-klimat-v-gazete/266331.html
25 сентября 2009
Бюджеты городов и районов Югры увеличились
Экспертный информационный канал «УралПолит.Ru» 25.09.2009
Семь муниципалитетов объявили об увеличении бюджетов на общую сумму 384,1 млн. рублей, тогда как рост доходов бюджета Ханты-Мансийского округа-Югры составил 15,5 млрд. рублей. «Большая часть средств, которые были дополнительно получены бюджетом Югры, не будут переведены в муниципалитеты. Скорее всего, они будут израсходованы на ранее «замороженные» окружные проекты», - заявил «УралПолит.Ru» директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов.
http://www.uralpolit.ru/urfo/econom/budget/id_155803.html
22 сентября 2009
Регионам не хватит триллиона
Владимир Климанов напоминает, что нарушение субъектами федерации бюджетного законодательства по закону может привести к введению внешней финансовой администрации в этих субъектах. «Но это почти исключенный вариант, потому что для введения этой меры должны существовать достаточно большие объемы просроченной задолженности, - продолжает он. - Скорее будут использоваться политические инструменты для разрешения ситуации с проблемными регионами вплоть до снятия губернаторов. Но это крайний случай, политический компромисс может быть найден на более раннем этапе переговоров». Директор Института реформирования общественных финансов также отмечает, что 130-я статья Бюджетного кодекса предусматривает введение дополнительных ограничений для дотационных и супердотационных регионов (то есть у которых в доходах бюджета доля дотаций и субсидий за два из трех последних лет составляет 20 и 60% соответственно). Экономист предполагает, что по итогам 2009 года число таких регионов увеличится, и они «будут вынуждены заключить соглашения с Минфином, ограничивающие целый ряд расходов и описывающие меры по повышению доходов региона».По словам Владимира Климанова, сейчас Минфин оказывает «неявное давление» на законодательные власти в регионах при проектировании региональных бюджетов на 2010 год, чтобы они не повышали расходы на 2010 год, а, по крайней мере, стабилизировали ее на уровне текущего года. «Федеральный центр буквально сейчас принял меры по централизации через Казначейство неизрасходованных остатков федеральных субсидий и субвенций региональным бюджетам, давая понять региональным законодателям, что свободных денег сейчас нет», - замечает он.
http://infox.ru/business/finances/2009/09/22/regions.phtml
14 сентября 2009Эксперт Урал
Арифметика по Толстому
- В конце 2008 года, когда принимались региональные и местные бюджеты на текущий год, ситуация не казалась столь пессимистичной, как в итоге получилось. Многие регионы, во-первых, по инерции, а во-вторых, следуя столь же оптимистическим настроениям, господствовавшим в ноябре-декабре на федеральном уровне (напомню, что нереальный, как стало понятно уже через несколько месяцев, федеральный бюджет был принят в конце ноября), надеялись на сохранение высоких темпов экономического роста и увеличение доходов в 2009 году. Закладывались и разного рода увеличения расходных статей бюджетов.
Впрочем, осознание того, что ситуация складывается по-другому, возникло примерно уже в декабре. Поэтому финансовые органы многих субъектов, в том числе и Уральского округа, той же Свердловской области или Ханты-Мансийского автономного округа, постарались сдержать вал платежей, традиционно обрушивающийся на бюджет в последние дни финансового года, практически искусственно создавая финансовый резерв.
- Считается, что в наибольшей степени кризис затронул богатые регионы с приличным объемом собственных доходов, а бедные территории пострадали меньше. Это так?
- В значительной степени кризисный удар пришелся прежде всего на федеральный уровень, доходы которого зависят от платежей, поступающих в результате экспорта энергоносителей. Но и региональные бюджеты, одним из главных источников которых является налог на прибыль, также сильно пострадали. Очень показательно в данном случае то, что даже традиционно бедные регионы в России, например северокавказские республики, сильно зависимые от федеральных трансфертов, также стали говорить о кризисных явлениях, возникновении кассовых разрывов, необходимости замораживания инвестиционных объектов.
- Между тем, как показал наш анализ, муниципальные бюджеты пока пострадали, пожалуй, меньше всего.
- Действительно, ситуация в большинстве муниципалитетов выглядит менее проблемной, чем в регионах. Дело в том, что для региональных бюджетов главными источниками собственных доходов традиционно являются налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Последний расщепляется в разных пропорциях, поступая и в муниципальные бюджеты. Собственные налоговые доходы муниципальных образований - налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также налоговые платежи от малого бизнеса в случае их перехода на упрощенную систему налогообложения.
Понятно, что в условиях кризиса более всего просели сборы по налогу на прибыль. В проигрыше оказались именно региональные бюджеты. НДФЛ же пока остался практически на прежнем уровне, что является результатом двух обратнонаправленных тенденций: заработная плата работников бюджетной сферы пошла вверх, но в корпоративном секторе экономики в результате кризисной ситуации стали происходить массовые сокращения занятых и даже частичный уход заработной платы «в тень».
В итоге сборы НДФЛ (особенно в городах с диверсифицированной экономикой и при наличии большого количества учреждений бюджетного сектора, в том же Екатеринбурге) не сократились.
Кроме того, многие «бедные» муниципалитеты также меньше пострадали, поскольку их налоговая база и так невелика, они почти полностью зависели и зависят от межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов. Такие трансферты часто фактически направлялись из расчета необходимости покрытия расходов, которые просто нельзя урезать: заработная плата бюджетников, расходы на ЖКХ.
В связи с этим можно предположить, что региональные органы государственной власти под разным предлогом постараются урезать трансферты, направляемые прежде всего в городские округа, где проседание по НДФЛ незначительно. В то же время, на мой взгляд, резервы роста каких-либо налоговых поступлений на муниципальном уровне в настоящее время малы. И поэтому в будущем при сокращении финансовой помощи многие муниципалитеты окажутся еще в более худшем положении, чем сейчас.
- Источники покрытия бюджетного дефицита общеизвестны и прямо прописаны в действующем законодательстве. Но серьезно рассчитывать на них в нынешних условиях сложно. Нельзя ожидать высоких доходов от приватизации государственной и муниципальной собственности: во-первых, ресурсов приватизации немного, а во-вторых, рыночная стоимость приватизируемых объектов в условиях кризиса заметно ниже, чем была на этапе экономического роста.
Заимствования на кредитном рынке также менее выгодны, чем раньше, из-за повышенных расходов на их обслуживание. Кроме того, поиск потенциального заемщика, готового совершить рискованную операцию по кредитованию органов власти, затруднен.
Мобилизовать же собственную налоговую базу возможно только по некоторым направлениям работы малого и среднего бизнеса.
Более адекватными представляются в настоящее время усилия по сокращению расходов, не допускающие роста сложившегося бюджетного дефицита, а также расчет на дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета, в котором в предыдущие годы был сформирован необходимый финансовый резерв.
- Работает ли механизм предоставления бюджетных кредитов от одного уровня другому?
- В последние годы, когда отмечался опережающий рост доходов бюджетов и активное развитие, в том числе кредитного рынка в корпоративном секторе экономики, к практике бюджетных кредитов почти все относились как к чему-то второстепенному. В условиях кризиса очень быстро пришло осознание того, что эти кредиты - необходимый, значимый элемент взаимоотношений участников межбюджетных отношений. Именно поэтому весной 2009 года возникла необходимость оперативного внесения поправок в Бюджетный кодекс, регулирующий процедуры предоставления бюджетных кредитов (бюджетам других уровней, а также и собственно в федеральный бюджет текущего года), увеличивающих объемы предоставляемых кредитов на 150 млрд рублей. Сложно сказать, насколько оправданно в будущем окажется масштабное расширение такого кредитования.
В недавней истории есть примеры нелучшей практики предоставления бюджетных ссуд: их нередко приходилось пролонгировать или даже гасить. Кроме того, предоставление бюджетных кредитов фактически является одним из элементов системы ручного управления в части предоставления межбюджетных трансфертов, а сама такая система, как показывает мировой опыт, хуже формализованных отношений.
На мой взгляд, правильно, что практику предоставления бюджетных кредитов пока не распространили на предприятия. Иначе в будущем можно ожидать совсем непредсказуемых последствий, включая появление искусственных банкротств, каких-то новых схем взаимозачетов и т.п.
- Резервы сокращения расходных обязательств невелики. На федеральном уровне при проектировании бюджета на следующий год почти публично приняли за правило разделять расходные обязательства на три группы по степени важности и соответственно возможности сокращения в условиях бюджетного сжатия. Лично мне это напоминает ситуацию, описанную Львом Толстым в «Анне Карениной», когда Вронский разделял свои долги на те же группы. Действительно, у государства есть обязательства, которые не только нельзя сокращать, но по ряду позиций нужно индексировать. Прежде всего - социальные. Есть вторая группа расходов, от которых также почти невозможно отказаться даже в условиях кризиса. На федеральном уровне, например, сюда относятся подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке или к Зимним олимпийским и параолимпийским играм в Сочи. Последствия отказа от финансирования расходов на эти цели могут стать ударом по престижу страны, который будет ощущаться не одно поколение. Такова же ситуация и в расходах, связанных с обороной, и в некоторых других приоритетных областях. Сейчас лучше сохранить хотя бы запланированные объемы расходов на эти цели в бюджете будущего года.
В отношении прочих расходных обязательств следует трезво оценить ситуацию и смириться с необходимостью принятия жестких мер по сокращению расходов, что, конечно, не пройдет безболезненно. Аналогично должны (и, скорее всего, будут) вести себя регионы и муниципалитеты при принятии своих бюджетов на 2010 год.
http://www.acexpert.ru/archive/35-389/arifmetika-po-tolstomu.html
1 сентября 2009Известия
Где кризис, Зин?
https://iz.ru/news/352500
26 августа 2009
Минфин повысил акцизы и налоги
Владимир Климанов / директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук
Прямой взаимосвязи между качеством дорог и повышением наполнения бюджета я не вижу. Надо рассматривать повышение транспортного налога именно в качестве дополнительного источника дохода. Ведь снижать долю расходов на автодороги вроде как задачи нет. Просто транспортный налог - это один из немногих оставшихся источников, так как резервы повышения по налогу на доходы физических лиц отсутствуют ( зарплаты бюджетников в последнее время увеличивались достаточно, и в силу этого пределы роста уже достигнуты, а легализовать что-либо в предпринимательском секторе сегодня, пожалуй, невозможно), ожидания повышения налога на прибыль высокорискованные и так далее. В результате к нему и обратились. Кроме того, я слышал, что для местных бюджетов есть рекомендации в части дополнительных мер по сбору земельных и имущественных налогов. Однако это весьма незначимые источники дохода, которые вряд ли существенно изменят ситуацию. Ну а по поводу транспортного налога: на проблему надо смотреть вообще более широко, понимая еще, с кого он берется. Усилия на него направлены, может быть, еще и потому, что он достаточно легко администрируем и контролируем с точки зрения собираемости ( возьмите ту же самую связку ГАИ и « налоговой » ).
http://subscribe.ru/digest/auto/roads/n127119836.html
6 августа 2009
Минфин РФ обнаружил излишки в казне регионов
По информации, предоставленной Главным управлением по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области, систематизировавшим данные министерств Челябинской области, дефицит бюджета региона объясняется кризисными явлениями в металлургической отрасли, которая составляет 63 % от промышленного производства. «Челябинская область действительно оказалась в сложной ситуации, и это было видно по тому, как Минфин выдавал кредиты и дополнительные дотации на сбалансированность, которые прошли в конце первого полугодия. Металлургическая отрасль сейчас действительно в очень сложном положении, и ситуация в регионе хуже, чем, например, в соседней Свердловской области, где экономика более диверсифицированная», - отметил в беседе с «УралПолит.Ru» директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» доктор экономических наук Владимир Климанов.
http://www.fedpress.ru/federal/econom/budget/id_149359.html
3 августа 2009
С наступлением финансовых сумерек денежные потоки в бюджетах всех уровней подверглись сокращению
Финансово-бюджетные новации в последние годы были связаны с реформой межбюджетных отношений, а также реструктуризацией бюджетной сети и реформой жилищно-коммунального хозяйства», - рассказал директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» доктор экономических наук Владимир Климанов.
http://www.vostokmedia.com/n52002.html
23 июля 2009г. Москва
Регионы в кризисе
Экономический спад всегда стимулирует выравнивание региональных доходов, рассуждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Богатые регионы проседают, тогда как бедным падать особо некуда. Коэффициент бюджетной обеспеченности, необходимый при расчете размера дотаций регионам, повышается с 0,58% до 0,7%, говорит Климанов; чем выше уровень коэффициента, тем меньше разрыв в доходах регионов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/07/23/regiony-v-krizise
http://www.rosinvest.com/news/572290/
23 июля 2009
Минфин спасает Московскую область
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов констатирует, что Московская область среди российских регионов оказалась в «наиболее кризисной ситуации». «Она не может найти адекватного выхода из сложившейся ситуации, даже несмотря на те финансовые вливания, которые были сделаны в последнее время, - говорит экономист.
http://infox.ru/business/finances/2009/07/23/mosobl.phtml
16 июля 2009г. Москва
Остатки заканчиваются
Регионы стали гораздо более зависимы от федеральных вливаний, благодаря которым закончили 5 месяцев с профицитом, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/07/16/ostatki-zakanchivayutsya
15 июля 2009г. Москва
Климанов Владимир Викторович в прямом эфире принял участие в программе «Реальное время». Тема программы: «Реальный федерализм или реальный унитаризм? Какой вариант выберут в России в условиях кризиса?»
Директор Института В.В. Климанов в прямом эфире радиостанции «Финам FM» в 19.05 принял участие в программе «Реальное время». Тема программы: «Реальный федерализм или реальный унитаризм? Какой вариант выберут в России в условиях кризиса?»
http://www.finam.fm/archive-view/1302/
10 июля 2009
Первые дотации
К распределению дотаций по общей методике допущены регионы, потерявшие из-за кризиса свою доходную базу, пытавшиеся скорректировать бюджеты и долги которых по соцобязательствам не превышают 2% от их размера, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/07/10/pervye-dotacii
25 июня 2009
В 2008 году Алтайский край значительно сократил государственный долг и увеличил расходы на социальную сферу
В 2008 году консолидированный бюджет Алтайского края практически по всем параметрам был исполнен с увеличением показателей...
http://altairegion22.ru/rus/region_news/?news_id=51189
3 июня 2009
Сочинскую Олимпиаду сняли с госдовольствия
Оргкомитет Олимпиады в Сочи создан в виде автономной некоммерческой организации - в достаточно удобной организационно-правовой форме, которая позволяет привлекать как средства федерального бюджета, так и внебюджетные средства. В этой связи, если просто необходимы деньги на обеспечение его деятельности и есть возможность привлечения внебюджетных средств, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию стоит оценивать исключительно позитивно. Вы спрашиваете, насколько при этом проснулись спонсоры? А по-моему, они и не засыпали. То есть Олимпиада в Сочи, как масштабный национальный проект, который состоится в ближайшие годы, вызывал интерес и у крупного бизнеса, который был даже настроен перестраивать транспортную и энергетическую инфраструктуру, создавать новые гостиничные объекты, новые объекты строительной индустрии под это дело вроде цементных заводов и так далее, так и у бизнеса среднего и малого. В целом это было видно по активному участию компаний в двух последних сочинских форумах, где наблюдался даже некий ажиотаж, который можно увидеть, пожалуй, что только на петербургском форуме и нигде более. И хорошей сентябрьской погодой или приездом звезд поп-музыки такую активность не объяснишь. Да, конечно, на тот момент кризис у нас еще, можно сказать, не чувствовался. Тем не менее интерес, повторюсь, на мой взгляд, не спадал никогда.
1 июня 2009
В тройке лучших
В Екатеринбурге, пожалуй, особенно сильно проявляются внешние атрибуты противостояния властей разного уровня, а также связанных с ними представителей бизнеса. Присутствие в городе уральского полпреда и сильного свердловского губернатора-старожила предопределяет многие действия властей, в том числе и городских, стремящихся как заручиться поддержкой местного населения, так и добиться определенного внешнего позиционирования, - считает директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», доктор экономических наук Владимир Климанов.
http://www.business-class.su/article.php?id=17903
29 мая 2009г. Москва
Станут ли наукограды локомотивами роста?
http://www.polit.ru/science/2009/06/08/naukograd.html
25 мая 2009
Обзор финансовой политики крупных муниципалитетов
Бюджеты и финансы 11 городов - от Перми до Владивостока
http://www.uralpolit.ru/federal/ratings/vlast_effect/id_141463.html
20 мая 2009г. Екатеринбург
Интервью В. Климанова
Свердловская область сегодня оказалась в совершенно других экономических условиях. В этой связи форум отвечает совершенно конкретным задачам: найти конкретные решения и механизмы преодоления кризиса. Это гораздо более продуктивно сейчас, нежели, допустим, проводить презентацию новых инвестиционных проектов, как это часто бывает на форумах подобного уровня.
http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=3-3.sat&dt=20.05.2009
19 мая 2009г. Екатеринбург
Игра по правилам
Традиционно Свердловская область была для страны регионом-донором. Но в результате финансового кризиса существенно снизились налоги на прибыль металлургических и машиностроительных предприятий. Сейчас область нуждается в поддержке центра, хотя прежде никогда не получала больше 10 процентов дотаций из федерального бюджета. Надо искать новые источники финансовых вливаний и внутренние резервы, - констатировал руководитель «круглого стола» - директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=7-2.sat&dt=19.05.2009
18 мая 2009
Не всем регионам выгодны инновации
Дмитрий Медведев заявил о намерении создать комиссию по технологической модернизации экономики. О том, возможно ли по приказу президента перейти на инновационные рельсы, говорит Владимир Климанов.
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=20071#.VZaWVxyoc5g
http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=5c486e10-b963-41d6-8e5c-b4a64a78ce34&_Language=ru
28 апреля 2009
Межбюджетный торг
У регионов появятся новые возможности и для получения кредитов: они могут одолжить денег у городов, говорится в концепции. Многие региональные центры выглядят более устойчивыми, чем сами регионы, например Хабаровск, замечает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.vz.ru/news/2009/4/28/281050.html
http://dkvartal.ru/news/4033959
http://www.novopol.ru/text66712.html
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/04/28/mezhbyudzhetnyj-torg
27 апреля 2009
Рублевая вертикаль
30% от собственных доходов, включая дотации и субсидии, - это уже преддефолтное состояние, отмечает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов; 10% тоже будет редкостью. Пока временная администрация вводилась лишь однажды, и то не в субъекте Федерации, а в его столице - управление Владикавказом взял на себя президент Северной Осетии. Но это было связано не с экономической ситуацией, а с политической: мэр был убит, а законодательное собрание сложило с себя полномочия.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/04/27/rublevaya-vertikal
15 апреля 2009
Москва и Санкт-Петербург перестали быть стабильными
Основное падение производства в федеральных центрах произошло в феврале, рассказал директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Но сейчас ситуация выравнивается, экономика этих регионов достаточно диверсифицирована, чтобы справиться с кризисом, уверен он.
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=19&tek=25913&issue=387
6 апреля 2009
Столицы дрогнули
Кризис добрался до Москвы и Санкт-Петербурга. Обе столицы вычеркнуты из списка стабильных регионов.
Основное падение производства в столицах действительно произошло в феврале, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Но сейчас ситуация выравнивается, экономика этих регионов достаточно диверсифицирована, чтобы справиться с кризисом.
http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=181475
http://www.newsmsk.com/article/06Apr2009/reg.html
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/04/06/stolicy-drognuli
6 апреля 2009
Каждому по льготе
Вообще, предложения носят более широкий характер. В частности, речь идет о повышении минимального уровня, с которого рассчитывается «упрощенка». Так что все выглядит вполне разумным и ожидаемым, ведь в нынешних условиях обязательно нужно ослабить давление на малый бизнес, который может дать возможность выжить некоторой части высвобождающихся работников. А вот насколько это дело опасно или неопасно для региональных бюджетов, могу сказать, что, на мой взгляд, «упрощенка» вряд ли где-то является основной формой доходов. Да, в результате она поступает в местные бюджеты, бюджеты районов и городских округов, в некоторых из которых доля данного налога, может быть, и является значимой. Но в целом все больше зависит от НДФЛ. Так что если вы хотите, чтобы население выжило, тогда все же нужно сокращать налоги хотя бы в краткосрочном периоде. Тем более что выпадающие доходы в той или иной степени компенсируются со стороны региональных трансфертов. Хотя стоило бы все-таки предусмотреть рискованные случаи, а также разобраться со временными проблемами. Так как, насколько я помню, переход на «упрощенку» и вообще на новую форму учета возможен только на новый учетный год. То есть нельзя этого сделать прямо завтра, а в том же 2010 году ситуация может поменяться. http://www.gzt.ru/economics/2009/04/05/223017.html
31 марта 2009
«Малышам» будет проще
Эти налоговые платежи поступают в муниципальный бюджет, напоминает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: муниципалитеты от перехода на упрощенку только выиграют. В Москве и Санкт-Петербурге основные налоговые поступления - от крупного бизнеса, но в городах-миллионниках малый бизнес приносит около 10% всех доходов, добавляет Зубаревич: это существенно для бюджета.
Но на упрощенку можно переходить только в начале финансового года, отмечает Климанов: у большинства российских компаний он начинается с 1 января, то есть нововведение может заработать не раньше 2010 г.
http://www.k2kapital.com/news/fin/570732.html
31 марта 2009
Институт реформирования общественных финансов
«Мы всегда на пути к результату!» - под таким девизом работает Институт реформирования общественных финансов (ИРОФ). О том, чем занимается институт, какие проблемы решает, журналу «Бюджет» рассказал директор ИРОФ, д. э. н. Владимир Климанов.
http://bujet.ru/article/53126.php
27 марта 2009г. Москва
Поговорили о кризисе
Профессиональные экономисты находят, что в некоторых важных моментах антикризисная программа крайне неконкретна. Директор института реформирования общественных финансов Владимир Климанов в интервью Радио Свобода отмечает, что большая часть мер касается федерального уровня и необходима дополнительная трансляция их на региональный и муниципальный уровень. «Специфика регионов в том, что принципы формирования, допустим, доходной части региональных и местных бюджетов отличаются от принятых на федеральном уровне, - говорит эксперт. - В регионах и в муниципалитетах сложнее сделать некий финансовый резерв, который можно использовать в сложные времена. Это можно сделать на уровне федерации».
http://www.svobodanews.ru/content/article/1562952.html
26 марта 2009
«Единая Россия»: кризис занесли шпионы, а используют изменники / «Единая Россия» обсудила антикризисный план российского правительства
Владимир Климанов: Большая часть антикризисных мер, предложенных правительством, в значительной степени касается федерального уровня. Нужна дополнительная какая-то работа по трансляции этих мер на региональный и муниципальный уровень. Специфика регионов в том, что принципы формирования, допустим, доходной части региональных и местных бюджетов несколько иные, чем на федеральном уровне. В регионах и в муниципалитетах сложнее сделать некий финансовый резерв, который можно использовать в сложные времена. Это как раз можно сделать на уровне федерации, но сложно в регионах.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1562592.html
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1562533.html
17 марта 2009
Режут по живому
Ведомости 17.03.2009 №46 (2316)
В нескольких регионах пошли по пути сокращения числа субсидий муниципалитетам. Взамен создается финансовый резерв на сбалансированность местных бюджетов. Субсидии на софинансирование расходов местных бюджетов заменят дотациями на «тушение непредвиденных ситуаций», поясняет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/03/17/rezhut-po-zhivomu
10 марта 2009
Время секвестра
Ведомости 10.03.2009 №41 (2311)
Регионы вынуждены в условиях кризиса наращивать соцрасходы, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. Для покрытия дефицита регионам придется обращаться за помощью в федеральный центр, который обещал увеличить межбюджетные трансферты на 300 млрд руб. до 1,5 трлн руб., говорит он.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/03/10/vremya-sekvestra
6 марта 2009
Зоны риска
Ведомости 06.03.2009 №40 (2310)
Правительство недооценивает опасность ситуации в регионах, не принимает системных мер, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, виноваты и губернаторы, у которых нет консолидированной позиции, в какой помощи они нуждаются.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/03/06/zony-riska
6 марта 2009г. Москва
В.В. Климанов выступил на радио «Говорит Москва» в передаче «Русский рубль»
Читать далее3 марта 2009
Арест за арест
Ведомости 03.03.2009 №37 (2307)
Бюджетный кодекс не запрещает использовать средства бюджетного кредита для погашения задолженности заемщика, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/03/03/arest-za-arest
http://www.newsru.com/finance/03mar2009/mosk_obl.html
26 февраля 2009
Прокуратуре не хватило компенсаций
Коммерсантъ Екатеринбург 26.02.2009 №34 (4089)
Прокуратура может обжаловать отрицательное заключение областного правительства в суде, напоминает уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова. «Мы анализировали ситуацию с монетизацией во всей России, просмотрели судебную практику Верховного суда РФ и не нашли ни одного удовлетворенного иска с просьбой увеличить размер компенсации», - отмечает госпожа Мерзлякова. С ней согласен директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, который добавляет, что социальный взрыв в области еще впереди: «Беспокоит тот факт, что у вас в октябре будет проводиться монетизация льгот по оплате услуг ЖКХ (размер компенсаций запланирован от 200 до 600 руб.). А это способно привести к еще более сильному социальному напряжению».http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=7ba397f9-a4b8-4144-823a-37371892c7c0&docsid=1126216
11 февраля 2009
Найти 1 трлн руб.
Ведомости 11.02.2009 №24 (2294)
Регионам нужны дотации - деньги на выравнивание доходной базы, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, это нецелевое финансирование, оставляющее губернаторам возможность для маневра.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/02/11/najti-1-trln-rub
2 февраля 2009
Кризис ставит новые задачи
Губернский деловой журнал» 2009 №2
Антикризисные мероприятия, проводимые местными администрациями в финансово-бюджетной сфере, должны носить комплексный характер, быть реалистичными и взаимоувязанными между собой. На их реализацию необходимо предусмотреть соответствующие ресурсы - финансовые, людские и технические, должно быть определены время их осуществления и показатели, которые должны быть достигнуты, в текущую деятельность органов местного самоуправления должны быть внедрить элементы проектного управления. При этом следует руководствоваться накопленной в муниципалитетах лучшей практикой финансового управления, которую Минфин России в частности успешно стимулирует в течение нескольких последних лет путем выделения для крупных городов субсидий на реформирование муниципальных финансов.http://www.gubernskiy.ru/archive/2009/2/1659
13 января 2009
Безработных выловят сетью
Газета 13.01.2009 №2
С 16 января в интернете заработает общефедеральный портал «Работа в России», сообщила вчера министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Портал создавала Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) вместе с Минздравсоцразвития. Сайт, по задумке его создателей, поможет гражданам, потерявшим работу в период кризиса, найти новый заработок. По данным Росстата, в России сейчас около 5 млн безработных (6,6% от экономически активного населения). Самая высокая безработица в Чеченской Республике. В Министерстве экономического развития полагают, что к концу года в России искать работу будут 5,7 млн человек. Эксперты Института глобализации и социальных движений настроены не так оптимистично, они представили вчера доклад, согласно которому к декабрю 2009 года безработица в России по сравнению с нынешним уровнем может удвоиться. Владимир Климанов / директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук: - На этот счет существует несколько мнений. В частности, в СМИ зачастую можно услышать о том, что сегодня высвобождается гораздо больше рабочих мест, чем существует предложений. Но это расходится с моим личным опытом, потому что мне известно достаточно много случаев, когда люди недавно теряли работу, однако потом находили новую. То есть лично я не чувствую, что рынок труда становится реально перегретым. Конечно, условия по части денежного вознаграждения становятся хуже, чем были раньше: многим приходится ужиматься. Но применение люди себе находят, на улице они не остаются. Правда, в регионах ситуация все-таки хуже по причине сжатости рынка труда. Ясно, что в тех моногородах, где предприятия действительно готовы пойти на сокращения, приложить усилия некуда даже за меньшую зарплату, а выехать в другие регионы также невозможно.
http://gzt.ru/economics/2009/01/12/223023.html13 января 2009
Владимир Климанов: кризис сильнее всего ударит по бюджетам регионов-доноров
Владимир Климанов, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», в интервью expert.ru сказал, что главам регионов придется отказаться от амбициозных проектов.
http://club-rf.ru/theme/48
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003