Интервью и комментарии
15 ноября 2010БФМ.ru
Бюджет Москвы пересмотрели в сторону увеличения
Сегодня проект таких поправок в главный финансовый документ города на будущий год представила новый глава департамента финансов столицы Вера Чистова. Где столица возьмет дополнительные деньги и на что их предполагается потратить?
Поправки предусматривают, что расходы бюджета Москвы в будущем году увеличатся почти на 100 миллиардов рублей — с 1,3 до 1,4 триллиона. Доходная часть увеличивается примерно на 50 миллиардов, и соответственно на такую же величину вырастает и дефицит — он будет уже 146 вместо 101 миллиарда. Рост доходов должны обеспечить в первую очередь налоги, полагает генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаэлян:
«Начнем с того, что у нас реально с января произойдет увеличение налогов. Соответственно самый первый вариант это те налоги, которые дополнительные появятся. Плюс к этому надо понимать, что есть определенное оживление, и расчет на то, что финансовый сектор, который очень хорошо представлен в Москве, в следующем году тоже будет несколько быстрее и лучше развиваться, тоже даст хорошую прибавку. И посему доходная часть явно вырастет».
Действительно, планируя рост доходов бюджета, кроме как на налоги, Москве надеяться не на что. Вернее даже, только на один налог, а именно налог на прибыль. Позитивные ожидания тут есть, но они вполне могут и не оправдаться, считает директор Иститута реформирования общественных финансов Владимир Климанов:
«Три четверти доходов бюджета Москвы формируется за счет налога на прибыль и налога на доходы физлиц. Вряд ли можно ожидать роста НДФЛ в следующем году, поэтому таким реальным источником может быть прежде всего налог на прибыль. Но есть много факторов, которые могут привести как к увеличению собираемости этого налога в Москве, так и к его сокращению. В Москве уплачивают налог на прибыль многие вертикально структурированные предприятия, которые могут распределить распределение своей прибыли по территории страны, и соответственно выгоды от этого получат другие регионы. Такая опасность существует на самом деле».
Кроме налогов, Москва может найти источники доходов в дополнительной приватизации, потенциал которой в городе есть, а также в росте долговых обязательств. Но оба эти инструмента эксперты считают опасными, они могут обернуться проблемами в будущем. При этом особой необходимости в увеличении расходов бюджета аналитики, в отличие от мэра Собянина, не усматривают. Единственное дело, на что нужны дополнительные средства — это транспортный вопрос, отмечает Агван Микаэлян:
«Судя по тому какие сейчас выставлены приоритеты, во всяком случае как они озвучиваются, в основном это должно пойти на решение транспортной проблемы в Москве — это развязки, это расширение дорог, это затраты на приведение транспортной системы в порядок. Помимо транспортной системы хочу сказать все остальное в Москве и так весьма немало тратится, и поэтому не вижу на сегодняшний день какой-то такой вот жгучей необходимости эти затраты увеличивать».
Московские власти уже высказали ряд идей, как увеличить налоговые поступления в городе. В частности, планируется отменить налоговые льготы для научных учреждений. И увеличить налоговую ставку для спортивных объектов.
https://www.bfm.ru/news/105593
13 ноября 2010
Бонус отличникам
Ведомости №214 (2732)
«Регионы находятся в разных стартовых условиях, поэтому учитывать динамику, безусловно, необходимо, как и поощрять губернаторов, которые могут сохранять высокий уровень жизни», - считает руководитель Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/249510/bonus_otlichnikam
10 ноября 2010
Премия за развитие бизнеса
Ведомости №211 (2729)
Минфин будет поощрять регионы, которые активно привлекают прямые инвестиции и развивают несырьевые производства, пообещал замминистра финансов Антон Силуанов. Лучшие 10-15 регионов будут «премировать» из специального фонда, рассказал он, величина фонда пока не определена - от 10 млрд до 20 млрд руб.....Фонд - незначительная часть в межбюджетных трансфертах, которые в следующем году по проекту бюджета составят 1,253 трлн руб.: 523,3 млрд - дотации, 436,3 млрд - субсидии, 246,2 млрд - субвенции, еще 46,9 млрд - другие трансферты. Но и такая поддержка через фонд будет все же существенной для любой области, поможет и 1 млрд руб., считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: «Если процедуры будут внятно прописаны, регионы станут бороться за получение таких премий».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/249231/premiya_za_razvitie_biznesa
2 ноября 2010
Московия застряла на МКАДе
Информационное агентство «Росбалт»
«Если взять международный опыт, - рассказал директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, - то статус столичного города внутри федеративного государства решается везде по-разному. Мы можем найти почти полные аналогии с Москвой-Подмосковьем в виде Берлина и земли Бранденбург, которой он окружен, Вены и окружающих земель Австрии. Правда, столица самой земли Бранденбург вынесена вне пределов Берлина, в Потсдам. Но был известный референдум по возможному объединению. И «против» высказались как раз жители окружающей территории, потому что негативных элементов в таком объединении могут усмотреть достаточно много».
http://www.rosbalt.ru/2010/11/02/786198.html
1 ноября 2010
Собянин добавит 66 млрд руб. на дороги
Ведомости №184 (2702)
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов:
На самом деле резервов для повышения доходов в московском бюджете не так много, он и так исполняется сейчас с дефицитом. В последние годы достаточно серьезно вырос государственный долг Москвы, который на сегодня составляет порядка 200 млрд руб. Говорить о том, что будут выпущены какие-то дополнительные долговые инструменты, способные решить проблему финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, не приходится. Такой резерв скорее отсутствует в настоящее время в столичном бюджете.
Поэтому логичны два пути. Либо осуществлять поиск внебюджетных средств, то есть привлекать инвесторов, которые на условиях государственно-частного партнерства подключатся к реализации таких инвестиционных проектов. Либо искать резервы расходной части бюджета - тем более если мэр Москвы Сергей Собянин говорит, что доля текущих расходов (включая расходы, обеспечивающие текущее функционирование столичных чиновников) слишком высока. Возможно, часть этих денег и будет направлена на развитие.
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1136704/sobyanin_dobavit_66_mlrd_rub_na_dorogi
21 октября 2010г. Москва
Зашли в тупик
Электронное издание «Наука и технологии России» www.strf.ru
- Несмотря на приоритеты в стимулировании инновационного развития страны, обозначенные президентом и правительством, финансирование собственно научных исследований и разработок по-прежнему осуществляется во многом исходя из принципов, сложившихся в годы плановой экономики. В связи с этим получается, что, например, при искоренении анахронизмов в применяющихся уже много лет способах стимулирования передовых научных разработок (а критические замечания в отношении РФФИ и РГНФ во многом справедливы), идёт кулуарное формирование новых механизмов, которое часто не проходит даже первичную внешнюю экспертизу. Именно поэтому создание новых центров поддержки научных исследований, будь то Курчатовский институт или даже инноград в Сколкове, подвергается такой существенной критике. Достоверно сказать, сколько бюджетных средств тратится на науку, нельзя. Объективно общая сумма складывается из суммы бюджетных ассигнований на фундаментальные и прикладные исследования по десяти разделам бюджета, но она также должна включать расходы на НИР, которые скрыты в других подразделах. Понятно, что найти границы даже «гражданской» науки в бюджетной классификации сложно и из-за того, что значительный объём научных разработок двойного назначения ведётся в рамках закрытых статей бюджета. Некоторые методологические сложности возникают и из-за неопределённости понимания того, что можно считать поддержкой инноваций, которая традиционно относится к научным исследованиям. Приоритет в финансировании научных исследований в передовых вузах по отношению к выделению бюджетных ассигнований учреждениям Российской академии наук и другим государственным академиям виден даже неспециалисту. Такая модель формирования исследовательских университетов привносится в нашу страну из лучшего зарубежного опыта, прежде всего, американского. Однако при адаптации западных моделей следует принимать во внимание и особенности развития интеллектуальной сферы в России, реальные финансовые возможности бюджетов и другие факторы, которые должны корректировать копирование используемых за рубежом механизмов.
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=34423#.VZaWAByoc5g
20 октября 2010
Moscow May Sell Assets When Putin's Man Takes Charge of Capital
Информационное агентство «Bloomberg» www.bloomberg.com
Asset sales may help the city offset falling tax revenue that could result if Sobyanin loosens Luzhkov’s hold on income from Moscow-based companies including OAO Sberbank and OAO Russian Railways, said Vladimir Klimanov, director of the Institute for Public Finance Reform.
“There will be a redistribution of tax income, and Moscow may lose as much as 10 percent of budget revenue,” Klimanov said. Eighty-five percent of Moscow’s revenue comes from profit and personal income taxes generated by the concentration of companies with headquarters in the city, he said.
The federal government has long planned to share the capital’s wealth with other parts of the country, Klimanov said. Moscow accounted for 23.8 percent of Russia’s gross domestic productin 2008, the last year for which data is available, according to the Federal State Statistics Service.
http://www.bloomberg.com/news/2010-10-19/moscow-may-sell-banks-airline-when-putin-deputy-replaces-luzhkov-as-mayor.html
19 октября 2010
В зонах беспокойно
«Российская Бизнес-газета» №772 (39)
Мы попросили рассказать о своем видении проблемы особых экономических зон эксперта, который давно анализирует экономическую эффективность деятельности в регионах ОЭЗ, Владимира Климанова, директора Института реформирования общественных финансов, д.э.н.
- Какие преференции дает территориям наличие ОЭЗ?
- Формирование ОЭЗ в нашей стране происходило не одномоментно. Формальным стартом принято считать Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, хотя попытки придания статуса свободной экономической зоны отдельным городам, прежде всего морским портам, или даже регионам предпринимались уже сначала 1990-х годов. большинство решений в то время оформлялось указами президента, но были случаи и почти самостоятельных действий региональных властей....
Полный текст комментария в формате pdf можно скачать здесь.
30 сентября 2010г. Москва
Бюджет Москвы может лишиться части доходов
Ведомости 184 (2882)
Из двух основных статей доходов Москвы с большей вероятностью пострадают поступления от налога на прибыль компаний, считает Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов. Новый московский градоначальник в первую очередь столкнется с проблемой давления со стороны федеральных органов власти с целью перераспределения доходов от налога на прибыль в пользу других регионов. И жесткой оппозиции при принятии таких решений уже не будет. Предугадать, какие это будут компании, сейчас сложно. Это могут быть нефтегазовые холдинги, РЖД, резюмирует Климанов.
http://www.vedomosti.ru/finance/news/1113272/byudzhet_moskvy_mozhet_lishitsya_chasti_dohodov
28 сентября 2010Радио «Эхо Москвы»
Сколько стоит Москва и другие регионы?
Радио «Эхо Москвы», программа «Большой дозор»
В.КЛИМАНОВ: Давайте начнем. Действительно, на самом деле, я тогда вообще начну с теоретических посылов. Сравнивать регион или город с корпорацией - это такая некоторая условность. Действительно, в региональной экономике есть такая теория, что регион является одновременно и такой квазикорпорацией. Но при этом есть некоторые допущения. Потому что, в отличие от корпорации, например, регион, а Москва является регионом, в свою очередь, нельзя обанкротить. Его нельзя просто закрыть. Нельзя применить какие-то действия, которые можно применять к корпорации. Читать далее...
http://www.echo.msk.ru/programs/dozor/713848-echo/
28 сентября 2010
Межбюджетные отношения: Хвост виляет собакой
Ведомости 182 (2880)
Во время форума директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов подметил интересную особенность этой ситуации. Речь здесь идет о финансах нешуточных: из федерального бюджета в региональные (а через них и в местные) ежегодно перекачивается около 1 трлн руб. Эти потоки, по идее, должны быть одним из главных орудий той региональной политики центра, разработка которой поручена Министерству регионального развития. Однако этой политики до сих пор не создано, если иметь в виду достаточно солидный документ, принятый правительством и прошедший горнило Государственной думы. В результате межбюджетные отношения сами стали региональной политикой, которая тем самым фактически перешла из рук Минрегиона в руки Минфина.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/246546/hvost_vilyaet_sobakoj
27 сентября 2010
Почем судьи и губернаторы
Ведомости 181 (2879)
«Если вычленить из этой статьи все явное, что не касается госаппарата, остальное условно можно считать расходами на содержание чиновников», - подтверждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. «Чтобы соблюсти коэффициенты Минфина, регионы могут искусственно сократить те расходы, которые участвуют в расчетах. Например, известны случаи, когда затраты на технический персонал и IT-подразделения переводились в другую категорию путем создания специальных дочерних структур, не входящих в администрацию региона», - расшифровывает Климанов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/246468/pochem_sudi_i_gubernatory
14 сентября 2010Радио «Business FM»
Москва без Лужкова
В первом полугодии в бюджет Москвы поступило почти на 100 миллиардов рублей больше, чем было из него потрачено. С общероссийской казной ситуация прямо противоположная. За восемь месяцев дефицит федерального бюджета приблизился к 646 миллиардам рублей. Главные источники столичного благополучия - это налоги на прибыль и на доходы физлиц. Их доля в ресурсной базе бюджета составляет почти 80 процентов. Заслугой команды Юрия Лужкова можно считать то, что многие крупнейшие российские компании предпочитают платить налоги в Москве, а не уходить в другие регионы. Впрочем, бизнес тянется в Москву даже не столько из-за ее инвестклимата, сколько из-за столичного статуса, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов:
«При любом московском правительстве все равно выгоды от той столичной ренты, которая оседает в самом городе, будут иметь место. Другое дело, насколько само столичное правительство сможет вот эту ренту аккумулировать в том или ином объеме. Как мне кажется, правительство Москвы ее аккумулировало достаточно успешно, в том числе и разного рода политическими инструментами. Если же говорить про конкретные усилия московского правительства по нацеленности на город, то здесь, наверно, могут быть, как позитивные, так и какие-то негативные оценки, но я бы, в целом, оценил их более как позитивные, нежели негативные».
http://businessfm.bfm.ru/news/2010/09/14/moskva-bez-luzhkova.html
7 сентября 2010
Эксперт: Власти не рассматривают всерьез внешние займы
Нефтегазовые доходы продолжат оставаться основным источником покрытия бюджетного дефицита в РФ, внешние займы, как такой источник, государство всерьез не рассматривает. Такое мнение высказал «Росбалту» директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.«Заимствования, конечно, тоже можно использовать (для финансирования дефицита — ред.), но для активного их использования необходимо политическое решение, а нынешняя политическая элита, включая руководство Минфина, не видит во внешних займах решение проблемы», — сказал эксперт.Он сомневается, что государство пойдет на полное исчерпание Резервного фонда. «Как политический инструмент фонд доказал необходимость своего существования. Скорее всего, власти заморозят Резервный фонд хотя бы на минимальном уровне, а затем, когда придет время, вновь вернутся к его наполнению», — предполагает Климанов.Напомним, что до 2010 года источниками формирования Резервного фонда являлись доходы от добычи и экспорта нефти и газа, а максимальный размер фонда устанавливался на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП России. Но с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года нормативная величина фонда не определяется, а нефтегазовые доходы не используются для формирования Резервного фонда, а напрямую направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Размер Резервного фонда за два года сократился на 72%, со $142,5 млрд 1 сентября 2008 года до $40,08 1 сентября 2010 года.
http://www.rosbalt.ru/2010/09/07/769456.html
1 сентября 2010
Слабые выигрывают
«Российская Бизнес-газета» №765 (32)
В сентябре ожидается утверждение постановления правительства РФ о субсидиях на поддержку региональных программ. Также в начале осени должен выйти приказ минфина о порядке отбора и предоставления субсидий. В бюджетных проектировках минфина на ближайшую трехлетку существенно снижены межбюджетные трансферты в доходах регионов. К 2013 году субъекты РФ должны сократить дефицит своих бюджетов более чем в три раза. Причем уже в 2012 году будет резко урезана федеральная помощь.Сокращение собственных доходов и повышение доли федеральных поступлений в доходной части стало общей чертой региональных бюджетов в период кризиса. Теперь же минфин предупреждает регионы, что в ближайшие три года они должны наращивать собственные доходы, а не надеяться на финансовую помощь из Москвы, как это было в последние два года. Как будут «выкручиваться» регионы в этой ситуации, какие бюджетные статьи пойдут «под нож» в первую очередь? Об этом наш разговор с директором Института реформирования общественных финансов, д.э.н. Владимиром Климановым.- Владимир Викторович, как, на ваш взгляд, будет меняться доля межбюджетных трансфертов в доходах регионов до 2013 года? Она будет урезана для всех регионов?- Минфин России уже обнародовал предварительные расчеты общих объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные на среднесрочную перспективу. Объем трансфертов будет сокращаться. Кризисный 2009 год еще надолго будет оставаться годом с максимальной суммой средств, переданных в регионы из федерального бюджета.В прошлом году к традиционному объему дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и самому большому в новейшей истории количеству видов межбюджетных субсидий и субвенций добавились еще почти 200 млрд рублей дотаций на сбалансированность региональных бюджетов, выделенных субъектам РФ практически в «ручном режиме» как средство борьбы с кризисом.... Читать далее
http://rg.ru/2010/08/31/glava.html
22 августа 2010
Программный бой
Эксперты согласны с тем, что госпрограммы пока приведут не к росту эффективности госрасходов, а к обострению борьбы ведомств за свои деньги. «Скоро начнется ведомственная борьба,—говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов,—поскольку некоторые из них начнут терять контроль над кусками бюджета». В итоге все переругаются, резюмирует Климанов, а победит не логика, а политический вес министерств.
http://www.runewsweek.ru/country/35936/?referer1=rss&referer2=news
20 августа 2010
Бюджет - основа успеха
«Долгосрочное бюджетное прогнозирование» — таким разделом пополнится Стратегический план устойчивого развития Хабаровска до 2020 года.Его проект обсудили на координационном совете по реализации Стратегического плана. В нем особое внимание уделено социальной защите населения, образованию и здравоохранению, финансирование которых невозможно отложить даже в случае нехватки бюджетных средств. Цель бюджетной политики Хабаровска в среднесрочной перспективе — создание условий для повышения эффективности деятельности администрации города по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребности жителей города в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города.По мнению специалистов Московского института реформирования общественных финансов, которые проводили анализ состояния бюджета и бюджетной политики в городе, ситуация в Хабаровске, с точки зрения бюджетной политики, достаточно стабильна и устойчива. Кстати, директор этого института Владимир Климанов, выступивший на координационном совете с аналитическим докладом, предпослал ему эпиграф: «Хабаровск — город высокого качества управления муниципальными финансами». И отметил высокое качество управления муниципальными финансами в сравнении с другими регионами. В городе создана достойная бюджетная платформа дляразвертывания новых действий как по укреплению финансовой базы, так и по созданию условий функционирования бюджетного сектора.
Пресс-служба администрации г. Хабаровска
17 августа 2010
Двенадцать лет без дефолта
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов:
– Причины финансового кризиса 1998 года, конечно, во многом связаны с неразумной финансовой политикой, которая проводилась в те годы в нашей стране. Бесконтрольный выпуск ГКО и других финансовых обязательств, в том числе, кстати, на региональном и муниципальном уровне, не подкреплённых денежным эквивалентом, рано или поздно должен был привести к тому, что финансовая система страны рухнет.Однако нельзя забывать, что в 1990-е годы были и более общие неблагоприятные макроэкономические параметры, которые привели Россию к дефолту августа 1998 года.Сейчас же социально-экономическая ситуация в стране иная и собственно финансовая система более устойчива к возможным, пусть даже и шоковым, потрясениям.
В то же время нельзя не отметить, что по отдельным вопросам риски отказа государства от отдельных взятых на себя обязательств существуют. На грани дефолта в последние два года оказывались, например, некоторые региональные администрации, на помощь которым направлялись федеральные трансферты. Снижение доходов бюджета в будущем может так или иначе привести к корректировке в достижении, вплоть до полного отказа от заявленных ранее, подчас весьма амбициозных долгосрочных стратегических целей Российской Федерации. Могут быть пересмотрены и некоторые социальные обязательства государства.Но всё-таки это уже не ситуация августа 1998 года, угроза повторения которой может возникнуть, на мой взгляд, только в силу каких-то глобальных неординарных причин.
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=32986#.VZaWFhyoc5g
2 августа 2010
Просят повторить
Доля межбюджетных трансфертов в доходах регионов постепенно сократится с 20% в этом году до 13,47% в 2013 г. Это ниже даже докризисного уровня, замечает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.....Регионов-передовиков с десяток, отмечает Александр Андряков из ЭЭГ, но переход на программно-целевой метод составления бюджета возможен только после внесения поправок в Бюджетный кодекс. Процесс растянется на годы, а Минфину предстоит разработать методические рекомендации и систему стимулирования — увеличивать финансирование регионов, добившихся успехов в повышении эффективности расходов, советует Климанов. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/08/02/242316
22 июля 2010
Налоговая мощность
Доходы от акцизов на нефтепродукты централизуются на счетах федерального казначейства, а затем распределяются между регионами в зависимости от километража дорог в субъектах, напоминает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2010/07/22/nalogovaya-moschnost
19 июля 2010
Великолепная сделка
Жилищно-коммунальное хозяйство не избаловано вниманием бизнеса. Отрасль требует огромных инвестиций, но цены на услуги ЖКХ не окупают вложения, отмечает Алексей Алтынцев из Института реформирования общественных финансов. Ситуация с долгами особенно беспокоит бизнес, говорит Алтынцев: «Если муниципальные предприятия могут работать в убыток — их долги покроет государство, — то частные не могут: для них это все, это конец». http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/07/19/240868
29 июня 2010
Увязли в долгах
Владимир Климанов, д.э.н., директор Института реформирования общественных финансов: Нельзя отрицать, что за годы опережающего экономического развития в начале 2000 годов ситуация с долгами регионов улучшилась. Мы уже забыли проблему неплатежей, денежных суррогатов, взаимозачетов, хронической задолженности по детским пособиям и многие другие проблемы, которые значительно осложняли состояние региональных и местных бюджетов еще десятилетие назад. В то же время следует признать, что все-таки реальный долговой рынок субнациональных бюджетов в России не сложился и полноценные институты не сформировались. Поэтому активный рост долговых обязательств регионов, который имел место в прошлом году - первой половине 2010 года, не мог не вызвать озабоченности со стороны федеральных органов власти. При этом беспокойство вызывает рост как реальных долговых обязательств, так и разного рода «скрытых» долгов - таких, как, например, обязательства государственных предприятий, государственных и муниципальных учреждений. На практике «квазидолги» (как их окрестил минфин) весьма опасны тем, что рано или поздно они лягут в качестве расходных обязательств на бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, большинство которых дотационны, и реальных возможностей для покрытия таких долгов не будет. Разумеется, федеральные власти стремятся заранее создать действенные механизмы недопущения роста долговых обязательств субъектов РФ. Как показывает опыт ряда зарубежных стран, хотя требования по снижению долговой нагрузки регионов не являются обязательными со стороны правительства, такие действия поощряются. Так, в Италии регионы, которые добились 10-процентного снижения долговой нагрузки, могут претендовать на сокращение процентной ставки по кредитам, взятым в государственном банке.
http://www.rg.ru/2010/06/29/kredity.html
2 июня 2010Радио «Финам FM»
Инвестиционная привлекательность российских регионов
С комментариями инвестиционной привлекательности российских регионов и рейтинга русского журнала «Forbes» лучших городов для бизнеса выступил в прямом эфире радиостанции «Финам FM» директор Института В.В. Климанов
http://finam.fm/archive-view/2586/
25 мая 2010
Ресурсы ограничены
Давно назрела необходимость определить новую роль не только стратегиям социально-экономического развития, но и таким документам, как прогнозы социально-экономического развития, целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов государственной власти, собственно основные направления деятельности правительства. Все понимают, что действующий ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» 1995 года давно морально устарел и нужен новый базовый акт в данной сфере.
http://www.rg.ru/2010/05/25/klimanov.html
13 мая 2010
Американская администрация хочет сэкономить на чеканке монет
Директор Института Владимир Климанов считает перспективы нововведения туманными: «То, что от этого получится какой-то существенный эффект, например эффект какой-то экономии бюджетных средств, который связан с выпуском в момент денежного обращения, вряд ли он достаточно существенен будет, чтобы может быть говорить о том, что это какие-то оправданные действия если они будут носить одноразовый характер. Если же в перспективе роль денежной массы, в ее такой натуральном выражении будет сокращаться, то тогда эти действия, можно сказать, могут быть и оправданы».
http://radio.bfm.ru/node/36733
16 апреля 2010
Безработица и занятость: что делать?
Электронное издание «Наука и технологии России» www.strf.ru
По мнению директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, «размер субсидий, выделяемых тем, кто решил открыть собственное дело не только в моногородах, но и других населённых пунктах, не может серьёзно рассматриваться в качестве стартового капитала». Этих средств, как считает эксперт, «едва хватит на регистрацию предприятия, открытие счёта, изготовление печати и ряд действий, необходимых для начала предпринимательства». Хотя сам факт такой господдержки директор института оценивает как «значимое подспорье для рождающегося предприятия».Стимулировать безработных к открытию собственного бизнеса Владимир Климанов предлагает так: «С одной стороны, органам власти, особенно на уровне местного самоуправления, следует заняться созданием необходимой «консультационной инфраструктуры» для малого бизнеса по различным финансовым и правовым вопросам, а также предоставлением на льготных условиях аренды офисных помещений и связанного с ним технического обслуживания. С другой стороны, власти должны облегчить различного рода процедуры регистрации новых фирм, сбора различных подтверждающих документов, например, для получения кредита в банке, доступа на различные рынки, в том числе в части поставки продукции, товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также оградить предпринимателей от излишних административных проверок».
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=29445#.VZaWJRyoc5g
2 апреля 2010
На коллегии Минфина представят новую систему распределения госрасходов
Есть и другие риски, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: «Во-первых, возникает некое желание теперь просто переиначить существующее финансирование под программные цели. Во-вторых, возникает желание у многих органов власти при оптимизации бюджетных расходов как раз сократить те расходы, которые, кажется, что не приносят никакого результата или имеют очень незначительный эффект. Будут искать какую-то программную установку про финансирование действий, связанных с поддержкой инвалидов, малоимущего населения. Здесь и должно быть бюджетное финансирование, и очень часто оно не должно иметь какого-то результата, который можно «пощупать», измерить, и так далее». http://www.prime-tass.ru/news/0/%7BC147C674-CA6D-4F82-A067-9F8214511F68%7D.uif
1 апреля 2010
Интервью с директором Института В.В. Климановым
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов: «Ожидать от автосборочных производств в »экзотических« регионах экономической эффективности не стоит, но политически они необходимы».
http://www.motorpage.ru/press/26594/
26 марта 2010
Дефолт близко
Новостной проект Infox.ru
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов обращает внимание на то, что регионы, имеющие худшие рейтинги S&P, не обязательно являются наиболее уязвимыми перед дефолтом в целом в России. «Те регионы, которые попадают в рейтинг агентства, уже отличаются улучшенным состоянием, - говорит он. - Если администрация муниципалитета или региона находится на грани дефолта, вряд ли она будет обращаться к рейтинговым агентствам. Во-первых, это требует определенных денежных затрат, а во-вторых, что плохой рейтинг такой администрации покажет инвестору?» Экономиста удивляет, что Тверскую область S&P тоже отнесло к группе риска. «Регионы Северного Кавказа, если бы они оказались в рейтинге, находились бы в нем явно гораздо ниже», - уверен Владимир Климанов. Даже огромный потенциал погашения долговых обязательств Москвы он считает не столь безусловным. «Наверное, и он когда-то исчерпается, - полагает глава института. - Некоторые сигналы к этому уже есть. Например, последние перераспределения поступлений от налога на имущество и от акцизов состоялись не в пользу Москвы».
http://infox.ru/business/finances/2010/03/25/default.phtml
26 марта 2010
Бюджетная реформа в России начнется в мае
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов отмечает, что путаница возникает с рядом ведомств, которые «носят очень специфический характер». «Они получают свои прямые задачи от президента, поскольку непосредственно ему подчинены, а в то же время в целом регламентирует их деятельность правительство, - говорит экономист. - Особенно сложно работать с их подведомственными учреждениями, которые к тому же часто имеют закрытый характер, поэтому разобраться на экспертном уровне, чем они занимаются, довольно сложно». У разработчиков правительственной программы остаются вопросы и о независимых распорядителях бюджетных средств. «У Минфина постоянно возникает соблазн если не укрупнения, то очень сильного упорядочивания их деятельности, - рассказывает директор Института. - Отдельными распорядителями являются и Российская академия наук, и даже ее Сибирское отделение, и Большой театр, и Московский государственный университет, и еще несколько самостоятельных организаций».
http://infox.ru/business/finances/2010/03/24/Artuhin_interview.phtml
12 марта 2010
Главы югорских муниципалитетов не могут поделить налогоплательщиков
Экспертный информационный канал «УралПолит.Ru»
«Проблема эта общая. Предприятия извлекают прибыли за счет своих филиалов, поэтому вполне резонно и то, что они должны платить налоги на территориях, где размещают свои производства», - сообщил директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», доктор экономических наук Владимир Климанов.
http://www.uralpolit.ru/urfo/econom/budget/id_175406.html
5 марта 2010
Правительство сбивается с программы
«Пока неясно, заработает или нет предложенная в программе новая система финансового контроля, - говорит Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов. - Даже в пилотном режиме она еще не апробирована».
По словам Владимира Климанова, аналогичные документы уже принимались. Например, в 2004 году было принято постановление правительства о повышении эффективности бюджетных расходов и была утверждена концепция реформирования бюджетного процесса на три года. «Она тоже была нацелена на бюджетирование, ориентированное на результат, но внедрить это так и не удалось».
Владимир Климанов рассказывает, что до сих пор «сохраняется двойственность в понимании того, зачем вообще вводить программный принцип». «Наверняка возникнет отчетничество в реализации мероприятий. Если всех обяжут переформатировать свои расходы под программные цели, эта задача будет технологически выполнена, но будет ли она выполнена со смыслом - неизвестно».
«Например, Минприроды и Минобрнауки находятся ближе к началу списка, потому что активно внедряют новые формы финансовых механизмов, а есть ведомства, которые отстают в этом вопросе, например Минсельхоз и Минкультуры», - говорит Владимир Климанов.
Он также напоминает, что ряд ведомств «носят очень специфический характер». «Они получают свои прямые задачи от президента, поскольку непосредственно ему подчинены, а в то же время в целом регламентирует их деятельность правительство, - говорит экономист. - Особенно сложно работать с их подведомственными учреждениями, которые к тому же часто имеют закрытый характер, поэтому разобраться на экспертном уровне, чем они занимаются, довольно сложно».
«У Минфина постоянно возникает соблазн если не укрупнения, то очень сильного упорядочивания их деятельности, - рассказывает директор института. - Отдельными распорядителями являются и Российская академия наук, и даже ее Сибирское отделение, и Большой театр, и Московский государственный университет, и еще несколько самостоятельных организаций».
Экономист приводит курьезный случай, когда Российский гуманитарный научный фонд в конце февраля был отнесен к отстающим по распределению средств. «А в нем просто-напросто еще не прошли конкурсы и поэтому деньги еще не распределялись, - говорит Владимир Климанов. - Понятно, что у деятельности каждого ведомства есть свои особенности и она не всегда регулируется едиными процедурами». По его словам, в программу заложено еще несколько спорных нововведений, провал в реализации которых может затормозить осуществление всей программы. К таким нововведениям он относит, к примеру, выделение третьего типа учреждений (наряду с бюджетными и автономными) - казенных, а также определение государственных и муниципальных услуг, от которого зависит, какие из услуг могут оказываться на платной основе.
Главной целью программы он считает «нахождение идеологической составляющей деятельности органов государственной власти». «Мы должны понять, до какой степени государство должно быть обязанным расходовать средства и где эта обязанность кончается. Пока эта общая идеологическая основа, к сожалению, не очень улавливается в документах».
http://infox.ru/business/finances/2010/03/05/programm.phtml
3 марта 2010
Сэкономит ли госбюджет на ДЦП?
Электронное издание «Наука и технологии России» www.strf.ru
У экспертов к федеральным целевым программам накопилось немало претензий. По словам директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, «формат ФЦП не устраивает многих, поскольку пока нет взаимосвязи между достигаемыми результатами и собственно денежным насыщением».
«Предлагаемая Минфином конструкция в целом заслуживает одобрения, однако пока не даёт ответы на все вопросы, - полагает Владимир Климанов. - Могут возникнуть обстоятельства, из-за которых стройная конструкция вложенности ведомственных целевых программ в долгосрочные целевые программы развалится. Например, есть риск возникновения ведомственного сепаратизма, который пока слабо просчитан в этой концепции. Если ведомства будут разобщены между собой при достижении каких-то больших целей, то не получится ли, как говорил Аркадий Райкин: «Я отвечаю за пуговицы, ты - за рукава, а костюмчик в целом не очень»?
Есть и иные риски. Несмотря на то, что одной из задач проекта бюджетной реформы является снижение уровня коррупции, эта «системная болезнь», по словам Владимира Климанова, «может просто видоизмениться».
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=28038#.VZaWNxyoc5g
25 февраля 2010
Переведут на договор
Закон об автономных учреждениях принят еще в 2006 г., но новый статус получили лишь несколько организаций, напоминает Владимир Климанов из Института реформирования общественных финансов: «Выйдет ли на этот раз, можно будет понять только после принятия закона».
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2010/02/25/perevedut-na-dogovor
16 февраля 2010
Четыре «И» плюс интеллект. На Красноярском экономическом форуме искали пути модернизации
«Российская Бизнес-газета» №739 (6) 16.02.2010
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук.
Диалог удался. Думаю, многие идеи участники смогут применить на практике. Вместе с тем настораживает, что в последний год интерес власти к форуму явно упал.
http://www.rg.ru/2010/02/16/forum.html
15 февраля 2010
Регионы напрягут
Потенциал наращивания межбюджетных трансфертов исчерпан, согласен директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: «Дальнейший рост только приведет к усилению иждивенческих отношений». http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/02/15/225581
25 января 2010
Не взлететь
Передача налога на имущество юридических лиц может стать действенной мерой расширения собственной налоговой базы муниципальных бюджетов, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов
- Владимир Викторович, как будут выглядеть бюджеты городов в 2010 году в сравнении с региональными?
- Всей бюджетной системе в минувшем году было свойственно снижение поступлений по налогу на прибыль, но практически отсутствовало падение по НДФЛ. Оба эти налога - системообразующие для региональных бюджетов, но для городских бюджетов основным является только НДФЛ. В этой связи города в объемных показателях пока проседают в меньшей степени, чем субъекты федерации.
- Есть мнение, что поступления основного для местных бюджетов НДФЛ в 2010 году будут сокращаться, так как промышленный выпуск в экономике в прошлом году упал значительно, а фонд оплаты труда за ним не успел.
- Да, и я придерживаюсь этой точки зрения. Кроме того, частично НДФЛ связан с дивидендными выплатами, которые начисляются по итогам прошлого года. То есть в 2009 году платились дивиденды с прибыли за 2008 год: тогда она еще была. А вот 2009-й был полностью нулевым по прибыли, так что значимых дивидендов в 2010-м ожидать не стоит. Скорее всего, сократятся или по крайней мере не вырастут и основные поступления НДФЛ от заработной платы.
- Как муниципальные бюджеты могут увеличить собственную налоговую базу? Например, как вы относитесь к инициативе о передаче транспортного налога на муниципальный уровень?
- Тут есть сложности: существует законодательное требование передавать любой налог в равных долях по муниципалитетам одного типа. Однако в этом случае выиграет в значительной степени бюджет только столичного города, а остальные местные получат невесомую прибавку: концентрация налогооблагаемой базы в региональном центре крайне высока. Пока этот налог собирает регион, он и выполняет последующие перераспределительные функции между всеми муниципалитетами.Можно передать еще целый ряд налогов, пока находящихся в компетенции региональных властей. Из самых значимых, на мой взгляд, - налог на имущество юридических лиц. Конечно, здесь также можно ожидать, что основные выгоды от передачи получат крупные города, однако диверсификация не будет такой сильной. Дело в том, что промышленный комплекс предприятий часто рассредоточен по территории региона, поэтому от передачи налога выиграют не только столичные поселения. Думаю, передача этого налога в большей степени оправдана, если искать дополнительные источники доходов для бюджетов третьего уровня.
- Какие проблемы будут самыми актуальными для городских бюджетов в наступившем году?
- Главными бедами, мне кажется, станут технические сложности. Могут возникать непредвиденные кассовые разрывы, например, когда какой-то один из основных налогоплательщиков, который определяет доходную базу бюджета через НДФЛ, вдруг задержит выплаты. Вроде бы ожидания поступлений налогов есть, но в настоящий момент, когда нужно осуществлять очередные обязательные расходы, денег в наличии нет. И совершенно непонятно, куда и к кому обращаться: кредитный рынок сейчас сложный, ставки высоки, да мало кто из банкиров охотно пойдет на то, чтобы выдать кредит муниципальным образованиям. Эти моменты носят нефундаментальный характер, тем не менее для муниципалитетов они очень существенны.
http://www.expert-ural.com/1-415-8502/
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003