Главная > Интервью и комментарии
Интервью и комментарии
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
17 января 2020РБК
Расходы на нацпроекты в 2019 году отстали от плана на 150 млрд руб.
Расходы федерального бюджета на нацпроекты в 2019 году отстали от плана на ₽150 млрд. Причины — излишняя бюрократия и неготовность институтов власти. Новому правительству будет проще, так как ряд ошибок уже учтен, считают эксперты
Что может изменить новый премьер
Нынешний механизм работы над нацпроектами требует доработки, хотя предыдущее правительство «очень старалось, чтобы все было сделано качественно и эффективно», заявил назначенный 16 января премьер-министром Михаил Мишустин, ранее возглавлявший Федеральную налоговую службу. Он пообещал провести «инвентаризацию», чтобы выяснить, «почему не случилось так быстро то, что было обещано». По мнению Мишустина, для успешной реализации нацпроектов нужно, в частности, масштабировать лучшие региональные решения на федеральный уровень.
Мишустин подчеркнул, что новое правительство будет форсировать работу над нацпроектами, для чего уже есть утвержденные планы, ресурсы и целевые показатели.
Эффективно реализовывать нацпроекты мешает «излишняя забюрократизированность в отношениях федерации и регионов», говорит завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Бюрократия и излишнее администрирование есть и на этапе доведения денег до конкретных исполнителей. Обратной стороной борьбы за чистоту госзакупок стало то, что все процедуры стали сильно тормозиться, отмечает он.
Кроме того, к запуску масштабных нацпроектов оказалась не готова технологическая инфраструктура, когда потребовалось заводить несколько тысяч соглашений между федеральными органами власти и регионами в систему «Электронный бюджет», указывает Климанов. «И в целом в системе государственного управления есть глобальный сбой, связанный с неготовностью органов власти принимать ответственные решения самостоятельно, у нас не сложилась децентрализованная система принятия решений», — считает эксперт.
Мишустин может применить свой положительный опыт по администрированию процессов в ФНС в более широком масштабе, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Это то немногое, что могло бы без крупных реформ существенно улучшить качество государственного управления. Просто повысить эффективность на местах, без лишних бумажек», — сказала она РБК.
В этом году ситуация станет лучше, продолжает Климанов, так как многие недочеты первого года реализации нацпроектов удалось преодолеть. В частности, теперь все необходимые соглашения, по которым регионы будут получать деньги из федерального бюджета, были заключены еще до начала финансового года (в прошлом году часть соглашений заключалась уже после 1 января, даже на 15 февраля процесс не был закончен).
Однако сейчас работа федеральных органов власти может оказаться «в некоторой степени парализованной» в связи со сменой правительства и необходимостью корректировки ряда задач после послания президента Федеральному собранию, предупреждает Климанов.
https://www.rbc.ru/economics/17/01/2020/5e21994a9a794745151f4b8b
Что может изменить новый премьер
Нынешний механизм работы над нацпроектами требует доработки, хотя предыдущее правительство «очень старалось, чтобы все было сделано качественно и эффективно», заявил назначенный 16 января премьер-министром Михаил Мишустин, ранее возглавлявший Федеральную налоговую службу. Он пообещал провести «инвентаризацию», чтобы выяснить, «почему не случилось так быстро то, что было обещано». По мнению Мишустина, для успешной реализации нацпроектов нужно, в частности, масштабировать лучшие региональные решения на федеральный уровень.
Мишустин подчеркнул, что новое правительство будет форсировать работу над нацпроектами, для чего уже есть утвержденные планы, ресурсы и целевые показатели.
Эффективно реализовывать нацпроекты мешает «излишняя забюрократизированность в отношениях федерации и регионов», говорит завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Бюрократия и излишнее администрирование есть и на этапе доведения денег до конкретных исполнителей. Обратной стороной борьбы за чистоту госзакупок стало то, что все процедуры стали сильно тормозиться, отмечает он.
Кроме того, к запуску масштабных нацпроектов оказалась не готова технологическая инфраструктура, когда потребовалось заводить несколько тысяч соглашений между федеральными органами власти и регионами в систему «Электронный бюджет», указывает Климанов. «И в целом в системе государственного управления есть глобальный сбой, связанный с неготовностью органов власти принимать ответственные решения самостоятельно, у нас не сложилась децентрализованная система принятия решений», — считает эксперт.
Мишустин может применить свой положительный опыт по администрированию процессов в ФНС в более широком масштабе, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Это то немногое, что могло бы без крупных реформ существенно улучшить качество государственного управления. Просто повысить эффективность на местах, без лишних бумажек», — сказала она РБК.
В этом году ситуация станет лучше, продолжает Климанов, так как многие недочеты первого года реализации нацпроектов удалось преодолеть. В частности, теперь все необходимые соглашения, по которым регионы будут получать деньги из федерального бюджета, были заключены еще до начала финансового года (в прошлом году часть соглашений заключалась уже после 1 января, даже на 15 февраля процесс не был закончен).
Однако сейчас работа федеральных органов власти может оказаться «в некоторой степени парализованной» в связи со сменой правительства и необходимостью корректировки ряда задач после послания президента Федеральному собранию, предупреждает Климанов.
https://www.rbc.ru/economics/17/01/2020/5e21994a9a794745151f4b8b
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003