Главная > Интервью и комментарии
Интервью и комментарии
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
14 мая 2019Российская газета
Прибыль в «белой» зарплате
В РФ может появиться больше регионов-доноров. По мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, расширить группу самодостаточных субъектов Федерации должны новые законодательные решения. Речь идет, в частности, о пересмотре норм закона о консолидированной группе налогоплательщиков. Выиграют ли от этой реформы регионы Северо-Запада, какие еще механизмы наращивания доходной базы актуальны для субъектов СЗФО, выясняла корреспондент «Российской газеты».
Институт закрывается
По словам директора Института реформирования общественных финансов, завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимира Климанова, создание КГН действительно нельзя назвать адекватной мерой с точки зрения оздоровления региональных бюджетов.
-Когда вводился институт консолидированных групп налогоплательщиков, предполагалось, что проиграют Москва и Санкт-Петербург, куда предпочитали платить налоги на прибыль вертикально интегрированные корпорации, а выиграют другие российские регионы, - комментирует ситуацию Владимир Климанов. - Москва и Санкт-Петербург действительно проиграли, особенно в первые годы действия КГН. Однако проиграл и ряд других субъектов РФ, в которых активно действовали КГН. В плюсе в результате остались сами консолидированные группы налогоплательщиков, а в минусе - бюджетная система РФ.
К примеру, в 2013 году в состав КГН вошло одно из крупнейших доходообразующих предприятий Карелии. До этого момента компания формировала в региональном бюджете 50 процентов налога на прибыль, после - лишь пять процентов. В результате увеличились и дефицит регионального бюджета, и государственный долг региона.
В 2016-2017 годах в нашей стране ввели мораторий на начало деятельности новых КГН. А в прошлом году парламентарии приняли закон, призванный со временем ликвидировать этот институт. Нельзя ни регистрировать новые договоры о создании консолидированных групп налогоплательщиков, ни присоединять к функционирующим группам новых участников, ни, что важно, продлевать сроки действия старых договоров.
Предполагается, что в ближайшие годы институт КГН полностью перестанет существовать.
Следующим шагом должны стать законодательные решения, которые будут регулировать работу бывших участников консолидированных групп после закрытия этого института. Как отмечают эксперты, важно не отказываться от цели, которую преследовал закон о КГН - перенастроить систему распределения налога на прибыль, - но учесть недоработки старого механизма.
Субсидии или собственные доходы?
Что касается других мер, увеличить число регионов-доноров можно формальным образом, сократив объем федеральных дотаций и нарастив объем федеральных субсидий.
- Но принесет ли эта чисто техническая работа какую-то пользу - большой вопрос, - рассуждает Владимир Климанов. - Другой путь - возврат к наращиванию налоговых и неналоговых доходов, которые остаются в субъектах РФ. Я бы предложил увеличить ставку НДФЛ при снижении ставок отчислений в федеральные внебюджетные фонды. Конечно, придется искать источники восполнения дефицита Пенсионного фонда. Зато работодатели не пострадают, а работа регионов по наращиванию доходной части бюджета станет более эффективной. Ведь налог на доходы физических лиц - это равномерно распределенный налог, связанный с реальной занятостью на местах. Конечно, это предложение чисто гипотетическое. Позиция федерального центра такова, что кардинальных реформ налоговой системы в ближайшее время, судя по всему, нам ожидать не стоит.
Так или иначе, во многих субъектах Северо-Западного федерального округа именно НДФЛ занимает наибольший удельный вес в казне. И у региональных администраций есть инструменты, позволяющие им увеличивать базу по этому налогу. К примеру, в Вологодской области курс на легализацию «серого» сектора экономики позволил в прошлом году вывести из «тени» свыше 62 тысяч рабочих мест - работодатели повысили своим сотрудникам официальную заработную плату. Бюджетный эффект составил 1,1 миллиарда рублей.
В Калининградской области тоже делают ставку на легализацию рынка труда. В прошлом году 35 процентов налоговых и неналоговых поступлений регионального бюджета составил налог на доходы физических лиц. В текущем году, согласно планам, калининградцы перечислят в казну 13,7 миллиарда рублей в виде НДФЛ - на 6,5 процента больше, чем в прошлом году.
- В 2019 году рассчитываем не только на бизнес и корпорации, которые вносят значительный вклад в баланс бюджета, - подчеркивает министр финансов Калининградской области Виктор Порембский. - Полагаем, что результаты покажут меры, направленные на дальнейшее исключение серых зон в экономике. В том числе на открытие заработной платы, которая еще не вся выплачивается официально.
https://rg.ru/2019/05/14/reg-szfo/mogut-li-dotacionnye-regiony-severo-zapada-prevratitsia-v-donorov.html
Институт закрывается
По словам директора Института реформирования общественных финансов, завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимира Климанова, создание КГН действительно нельзя назвать адекватной мерой с точки зрения оздоровления региональных бюджетов.
-Когда вводился институт консолидированных групп налогоплательщиков, предполагалось, что проиграют Москва и Санкт-Петербург, куда предпочитали платить налоги на прибыль вертикально интегрированные корпорации, а выиграют другие российские регионы, - комментирует ситуацию Владимир Климанов. - Москва и Санкт-Петербург действительно проиграли, особенно в первые годы действия КГН. Однако проиграл и ряд других субъектов РФ, в которых активно действовали КГН. В плюсе в результате остались сами консолидированные группы налогоплательщиков, а в минусе - бюджетная система РФ.
К примеру, в 2013 году в состав КГН вошло одно из крупнейших доходообразующих предприятий Карелии. До этого момента компания формировала в региональном бюджете 50 процентов налога на прибыль, после - лишь пять процентов. В результате увеличились и дефицит регионального бюджета, и государственный долг региона.
В 2016-2017 годах в нашей стране ввели мораторий на начало деятельности новых КГН. А в прошлом году парламентарии приняли закон, призванный со временем ликвидировать этот институт. Нельзя ни регистрировать новые договоры о создании консолидированных групп налогоплательщиков, ни присоединять к функционирующим группам новых участников, ни, что важно, продлевать сроки действия старых договоров.
Предполагается, что в ближайшие годы институт КГН полностью перестанет существовать.
Следующим шагом должны стать законодательные решения, которые будут регулировать работу бывших участников консолидированных групп после закрытия этого института. Как отмечают эксперты, важно не отказываться от цели, которую преследовал закон о КГН - перенастроить систему распределения налога на прибыль, - но учесть недоработки старого механизма.
Субсидии или собственные доходы?
Что касается других мер, увеличить число регионов-доноров можно формальным образом, сократив объем федеральных дотаций и нарастив объем федеральных субсидий.
- Но принесет ли эта чисто техническая работа какую-то пользу - большой вопрос, - рассуждает Владимир Климанов. - Другой путь - возврат к наращиванию налоговых и неналоговых доходов, которые остаются в субъектах РФ. Я бы предложил увеличить ставку НДФЛ при снижении ставок отчислений в федеральные внебюджетные фонды. Конечно, придется искать источники восполнения дефицита Пенсионного фонда. Зато работодатели не пострадают, а работа регионов по наращиванию доходной части бюджета станет более эффективной. Ведь налог на доходы физических лиц - это равномерно распределенный налог, связанный с реальной занятостью на местах. Конечно, это предложение чисто гипотетическое. Позиция федерального центра такова, что кардинальных реформ налоговой системы в ближайшее время, судя по всему, нам ожидать не стоит.
Так или иначе, во многих субъектах Северо-Западного федерального округа именно НДФЛ занимает наибольший удельный вес в казне. И у региональных администраций есть инструменты, позволяющие им увеличивать базу по этому налогу. К примеру, в Вологодской области курс на легализацию «серого» сектора экономики позволил в прошлом году вывести из «тени» свыше 62 тысяч рабочих мест - работодатели повысили своим сотрудникам официальную заработную плату. Бюджетный эффект составил 1,1 миллиарда рублей.
В Калининградской области тоже делают ставку на легализацию рынка труда. В прошлом году 35 процентов налоговых и неналоговых поступлений регионального бюджета составил налог на доходы физических лиц. В текущем году, согласно планам, калининградцы перечислят в казну 13,7 миллиарда рублей в виде НДФЛ - на 6,5 процента больше, чем в прошлом году.
- В 2019 году рассчитываем не только на бизнес и корпорации, которые вносят значительный вклад в баланс бюджета, - подчеркивает министр финансов Калининградской области Виктор Порембский. - Полагаем, что результаты покажут меры, направленные на дальнейшее исключение серых зон в экономике. В том числе на открытие заработной платы, которая еще не вся выплачивается официально.
https://rg.ru/2019/05/14/reg-szfo/mogut-li-dotacionnye-regiony-severo-zapada-prevratitsia-v-donorov.html
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003