Интервью и комментарии
21 сентября 2018Полит.ру
Три бюджетных приоритета
Проект российского бюджета на 2019-2021 годы обещает рост расходов на социальную сферу, оборону и безопасность, развитие инфраструктуры и поддержку управленческого аппарата. При этом бюджет впервые с 2014 года планируется как профицитный.
В проекте бюджета обозначено увеличение расходов на детей и пожилых людей: как пишет газета «Коммерсантъ», планируется увеличение материнского капитала (выплат государства за рождение детей; с 2015 года сумма не менялась – прим.ред.), а также будут увеличены пенсии в 1,4 раза, появится пособие по безработице для так называемых «предпенсионеров» (эксперты не раз высказывали опасения, что людям старшего возраста в связи с увеличением возраста выхода на пенсию станет сложно сохранить и еще сложнее найти работу – прим. ред.), а обычные пособия по безработице будут увеличены.
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, всего расходы федерального бюджета на социальную сферу в 2019 году увеличатся на 7,1% (до 6,6 триллиона рублей), в том числе на 17,3% вырастут расходы на здравоохранение, на 13,3% – на образование. При этом на национальный проект «Демография» планируется выделить на три года 1,6 триллиона рублей (эта цифра еще будет уточняться).
...
По мнению Владимира Климанова, «инфраструктурный рывок», который Россия планирует предпринять, если судить по проекту бюджета, сейчас, по завершении десятилетия отдельных мегапроектов, сделался возможен. А новый инструмент, который создается для аккумулиции средств на это, сделает осуществимыми попытки собрать воедино средства на реализацию столь объемных проектов.
«Действительно, расходы на инфраструктуру, заложенные в федеральном бюджета на 2019 и последующие годы, достаточно велики. В том числе – связанные с тем, что в майском указе президента помимо двенадцати национальных проектов, говорится о необходимости реализации комплексного плана развития инфраструктуры. Плана, который аккумулировал бы разные направления инвестиционного и инфраструктурного развития нашей страны, в том числе реализовав масштабные транспортные задачи или сходные с ними.
Кроме того, делается попытка создания нового инструмента – Фонда развития, который мог бы на новых принципах саккумулировать не только средства федерального бюджета, но и долговые обязательства, которые туда могли бы быть привлечены, и мог бы состыковать эти действия с интересами корпоративного сектора, то есть с внебюджетными средствами. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, насколько я помню, были приняты летом. Так что сейчас происходит своего рода реинкарнация предыдущих попыток саккумулировать средства инвестиционного характера, которые пошли бы на реализацию таких масштабных, общестрановых проектов.
Очевидно, что многие проблемы, связанные с развитием инфраструктуры, возникли давно – мы не первый год говорим о том, что нужно увеличить пропускную способность наших восточных магистралей, Транссиба и БАМа. Мы понимаем, что Арктика у нас находится в зоне геополитических и геостратегических интересов, поэтому увеличение пропускных возможностей Северного морского пути – тоже задача, которая должна быть решена. Ну и, соответственно, нужны строительство или реконструкция разного рода аэропортов – прежде всего, внутрирегиональных на Дальнем Востоке, а также и в некоторых других регионах страны. Это тоже задачи, которые в любом случае нужно решать. Они были актуальны несколько лет назад, он актуальны сейчас и, скорее всего, будут актуальны и дальше, если мы не сможем решить их в ближайшее время.
Поэтому у меня не вызывает никакого удивления, что планы на развития инфраструктуры сейчас достаточно высоки и велики. Я всегда говорил, что нужно находить разумный баланс между расходами текущего характера и инвестиционными тратами.
Сейчас, когда мы несколько отошли от разного рода мегапроектов, которые выдвигались в последнее десятилетие (будь то строительство олимпийских объектов, или подготовка Казани к проведению Универсиады, или Владивостока с его знаменитыми мостами и другими объектами, или строительство крымского моста), у нас появилась возможность реализовать те проекты, которые ранее если не исключались, то откладывались. И я не вижу ничего плохого в том, что они сейчас собраны в едином плане комплексного развития инфраструктуры», – сказал Владимир Климанов в беседе с «Полит.ру».
http://polit.ru/article/2018/09/21/balance/
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003