RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

19 октября 2016Федерал пресс

На Старой площади грядет оптимизация. «Резать придется по живому»

Оптимизация штатов дошла до Кремля. Первым подразделением, которого может коснуться реформа, по прогнозам экспертов, станет управление общественных проектов – его могут включить в состав управления по внутренней политике. Чем занималось это подразделение на протяжении четырех лет своего существования, мало кто может сказать (пожалуй, за исключением его работников), а потому и оценить его эффективность сложно. Что кроется за этой таинственностью – в материале «ФедералПресс».

Замкнутый кремлевский круг

Управление по общественным проектам в результате реорганизации структуры Администрации президента может вернуться в управление по внутренней политике (УВП). Его функции среди прочих УВП выполняло до 2012 года: до тех пор самостоятельного подразделения в структуре АП не было. Так, при первом президенте России Борисе Ельцине, в 1994 году, было создано управление по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания.

В августе 1997 года с реорганизацией Администрации президента («в целях совершенствования структуры») на базе этого управления появилось новое – по вопросам внутренней политики. Кроме названия, по сути, ничего не изменилось – функционал подразделения остался прежним. Только через год после переименования обязанности УВП были дополнены пунктом о проведении анализа и прогнозирования развития политических процессов, а на основе полученных данных – консультаций с региональными властями и общественными объединениями на территории отдельных субъектов.

В июне 2000 года после избрания президентом страны Владимира Путина в АП появилось Главное управление внутренней политики. Оно было создано на базе трех ликвидированных управлений: по внутренней политике, по политическому планированию и по связям с общественностью и культуре. При этом положение о новом подразделении появилось лишь год спустя. Его задачи были прописаны в 15 пунктах.

В частности, сотрудникам управления предстояло по-прежнему заниматься взаимодействием с обеими палатами парламента, а также с политическими партиями и движениями, общественными организациями, «центральными и региональными СМИ, деятелями культуры и науки». В задачи управления входил анализ информации «о тенденциях развития общественно-политической ситуации в стране» и прогнозирование развития политических процессов, подготовка материалов к ежегодному посланию президента и проектов указов, касающихся деятельности партий, общественных объединений и СМИ и т.п.

В 2004 году подразделение было преобразовано в управление президента по внутренней политике. Его функционал частично дополнен полномочиями ликвидированного Главного территориального управления. В октябре 2012 года из структуры УВП было выделено управление по общественным проектам. Но при этом, например, кураторство Общественной палаты осталось за управлением по внутренней политике. И вот сегодня снова заговорили о слиянии двух подразделений.

Общественников поставили в приоритет

Новое подразделение, которое возглавил Павел Зенькович, было создано спустя некоторое время после прихода в АП на должность первого заместителя главы администрации нынешнего спикера Госдумы Вячеслава Володина. Эксперты тогда назвали такое структурное решение реакцией курс, заданный президентом и направленный на повышение патриотизма и укрепление духовно-нравственных основ общества. Для этого нужны были проекты и культурно-образовательные программы, которые требовалось отделить от политической истории.

Политолог Аббас Галлямов полагает, что тогда «выделение из УВП управления общественных проектов было правильным решением». Это было своего рода попыткой научиться формировать «долгосрочные тренды». «Краткосрочные проекты должны быть отделены от долгосрочных. Если и теми, и теми будут заниматься одни и те же люди, то до долгосрочных руки у них никогда не дойдут, – отметил эксперт. – Надо понимать, что российская политика носит авральный характер. Мы спонтанно реагируем на внешние вызовы, совершенно не умея формировать долгосрочные тренды».

По мнению Галлямова, эту работу теоретически можно было поручить некоммерческим организациям. «Однако российские реалии таковы, что если сигнал не будет идти напрямую из АП, то прислушиваться к нему не будет никто. Вся долгосрочная работа превратится в работу "в стол"», – пояснил политолог.

На самом деле и сегодня, спустя четыре года, сложно понять, чем конкретно должно было заниматься и занималось управление: серьезных полномочий у него не было, бюджета – тоже. По факту все сводилось к взаимодействию с общественниками в части распределения президентских грантов среди НКО и внедрения концепции патриотического воспитания, которая, к слову, появилась только к концу 2015 года и была принята на период 2016-2020 годов.

Еще одной задачей управления была разработка единого учебника по истории России. Споры вокруг содержания учебного пособия идут до сих пор. В итоге книги так и нет. Не хватает документальной и художественной литературы патриотической направленности. Кстати, в этой части управление общественных проектов работает в тесной связке с Минкультуры: патриотические книги и фильмы – задача общая для них.

Эксперты вспоминают и еще одно полномочие управления по общественным проектам – поддержка облика Красной площади. Подразделение Павла Зеньковича с 2013 года включено в список ведомств (ФСО, УВП и управление делами президента), которые согласуют проведение в сердце страны разного рода мероприятий и установку тех или иных конструкций.

Деятельность управления, по сути, закрыта для широких масс – это своего рода генератор установок, реализовать которые поручается тем или иным творческим ведомствам, организациям и т.п. По словам источника агентства, сегодня довольно сложно оценить эффективность работы управления общественными проектами. «Подразделение создавалось под инициацию и организацию новых проектов, а не под поддержку старых. Но это сложно сделать: надо их или самому придумывать, либо отсеивать из огромного количества инициатив. Мы не можем посчитать проекты, потому что не знаем их, – отметил собеседник. – Малое понимание того, что они делают, спасает их от любой критики».

Кириенко трансформирует систему Володина

Прогнозы о возможной реорганизации Администрации президента источники «ФедералПресс» делали еще летом. Обусловлено это рядом причин.

Первая – смена руководства АП – начиная с главы администрации Антона Вайно, который сменил на этом посту Сергея Иванова, и заканчивая его первым замом – Сергей Кириенко пришел на место избранного спикера Госдумы седьмого созыва Вячеслава Володина. А прогнозы о реформировании управления общественных связей делались, в том числе, на основании того, что с августа, после перехода на пост министра образования Ольги Васильевой должность заместителя руководителя подразделения оставалась свободной.

Вторая – оптимизация аппарата и, соответственно, экономия средств. Собеседник агентства рассказывает, что в Администрации президента якобы существовала и существует практика выдачи премий (а они были всегда очень большими) за счет пустующих должностей: деньги есть, а людей нет. По словам источника, такую практику в свое время пытался запретить экс-глава Минфина Алексей Кудрин, однако сделать ему это не удалось. Не исключено, что в АП до сих пор остаются «мертвые души», которые и будут сокращены при оптимизации штатной численности, и тогда этот процесс пройдет безболезненно для других сотрудников, если же число реальных кадров соответствует количеству должностей, «резать» придется по живому.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климановсчитает, что «возможные изменения в структуре Администрации президента России не следует рассматривать, как что-то неординарное». «Подобные преобразования происходят с целью совершенствования процедур принятия решения. Очевидно, что в связи с частичным недавним изменением в руководстве Администрации, такие изменения должны произойти».

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также не видит ничего удивительного в начавшейся реорганизации АП. Однако он заметил, что это очень длительный процесс, поэтому «не может возникать очень часто» и происходит только при смене руководства. Причем это – «самый безболезненный способ замены кадров»: все сотрудники выводятся за штат, а уже потом руководитель выбирает, кого назначить на ту или иную должность, а с кем проститься.



http://fedpress.ru/article/1688680

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений