Интервью и комментарии
30 сентября 2013ЭкспертОнлайн
Кризис экономического жанра
В условиях экономического спада регионы вынуждены самостоятельно искать драйверы роста
Власти Петербурга и Ленинградской области прогнозируют значительное уменьшение доходной части бюджетов в следующем году. В городе, например, вместо заложенных в бюджет Петербурга на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов доходов в размере 412,5 млрд рублей теперь ожидаются всего 404,4 млрд, вместо ожидаемого дефицита 19,9 млрд рублей – 39 млрд. По итогам первого полугодия 2013 года индекс промышленного производства (ИПП) в городе сократился до 99,4%, инвестиции в основной капитал – до 86,2%. В области ИПП снизился до 93%, инвестиции в основной капитал – до 60%. В перспективе до 2016 года стагнация, по оценкам чиновников, продолжится, в связи с чем администрации обоих регионов планируют затянуть бюджетные пояса.
Панацеи от экономических бед каждый регион должен будет вырабатывать свои, хотя механизмов воздействия на экономику на региональном уровне не так уж и много. Расставляя приоритеты в условиях растущего дефицита бюджетов, регионам придется не только определить отрасли, на которые будет сделана ставка в ближайшие годы, но и проработать эффективную систему их поддержки – низкозатратную и с максимальной отдачей.
Насколько зависимы Петербург и Ленобласть от экономических общероссийских трендов и что может стать драйвером роста для двух регионов? Как вывести город и область на новый уровень социально-экономического развития? Какие инструменты могут быть использованы для увеличения доходной части бюджетов? Эти вопросы обсуждались на круглом столе, организованном редакцией журнала «Эксперт Северо-Запад».
Бюджет больше не драйвер
По мнению директора фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, чтобы удержать экономику «на плаву», регионам придется применять совсем не тривиальные ходы. «Темпы роста экономики должны быть не ниже 4-4,5%. Аналогичные показатели в ближайшие годы будет демонстрировать зарубежная экономика, а это значит – там появятся новые объекты для инвестиций. И если мы обеспечим рост 4-4,5%, то сможем обеспечить себе достаточное количество ресурсов, чтобы развиваться – создавать рабочие места, добиваться инвестиционного притока, сбалансировать потребительский рынок, а за счет этого сбалансировать рынок в целом, – говорит Княгинин. – Иначе российская экономика рискует оказаться в противоходе к растущим рынкам Европы». Пока инвестиции стремятся в Россию, и на Северо-Запад в том числе, поскольку это гигантский рынок сбыта, но скоро может оказаться так, что размещать производства здесь станет дороже, чем в той же Европе, и товары проще будет поставлять через таможню, чем инвестировать в производства в России. Таким образом как страна в целом, так и каждый отдельно взятый регион рискуют попасть в кризис, при котором рост начнется «за их стенами». «Вопрос в том, насколько мы зависим от ситуации в стране или Европе, когда прогнозируем развитие Петербурга и Ленобласти и можно ли обеспечить рост в отдельно взятом регионе? – добавляет Владимир Княгинин. – Европейский опыт показывает, что можно. Самое плохое – если мы не используем возникшую ситуацию для структурной перестройки».
В сложившейся ситуации бюджет, который был источником инвестирования в последние пять лет, с момента кризиса 2008 года, по мнению Княгинина, драйвером экономического роста больше быть не может – денежная и бюджетная политика должны меняться. Государство долгое время выступало главным инвестором, вкладывая средства либо напрямую в крупные проекты, либо в инвестиционные проекты госкорпораций. Но такая модель исчерпала себя, и российская экономика подошла к тому порогу, когда деньги должны начинать что-то стоить.
По мнению директора АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимира Климанова, на регионы в значительной степени транслируется федеральная тенденция, когда бюджетные средства привлечь просто некуда – рост экономики прекратился, все значимые инвестиционные проекты подходят к логическому завершению, и властям ничего не остается, кроме как придумать проект в виде больших текущих затрат – например, доведения зарплат бюджетников до достойного уровня. Получается, не выполнять указы президента, подписанные им практически сразу после вступления на пост главы государства, нельзя, а в то же время какого-то видимого и значимого импульса развитию экономики увеличение заработных плат бюджетников, например, дать не может.
«В Москве и Подмосковье в последние годы драйверами роста были строительство и торговля, розничная и оптовая. Это те две отрасли, которые реально насыщали местный бюджет, создавали рабочие места. Но их развитие обеспечивалось в основном посредством привлечения неквалифицированной иностранной рабочей силы, что привело к ряду известных проблем – это и увеличение нелегальной трудовой миграции, то есть фактически неуплаченные налоги в бюджет, и увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру и т. д. Поэтому, на мой взгляд, делать ставку на них не стоит», – считает Владимир Климанов.
По мнению эксперта, опираться на состоявшиеся основные источники роста, такие как налог на прибыль и на доходы физических лиц, становится все более рискованно. Даже при увеличении земельно-имущественных налогов поступления от них вряд ли смогут покрыть выпадение по налогу на прибыль.
http://expert.ru/northwest/2013/39/krizis-ekonomicheskogo-zhanra/
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003