Интервью и комментарии
28 августа 2013Экономическая политика. Экспертный канал
Национальная экономика и региональное развитие: сближения и отдаления
Сокращать различия российских регионов или поддерживать поляризованное развитие, дающее мощный экономический эффект? Ответ на этот вопрос неочевиден, и в мировой практике не существует универсальных рецептов, оптимальное решение в каждом случае определяется большим числом факторов, доказывал завкафедрой государственного регулирования экономики Владимир КЛИМАНОВ на Летнем кампусе РАНХиГС
Какой же срез процессов понимают под региональным развитием на самом деле?
В любой стране – это развитие сложившейся системы, способной менять соотношение территориальных элементов, в нее входящих, т.е. своих подсистем, относительно друг друга. Это как раз те процессы, которые реально идут в обществе; есть разного рода инструменты, которые государство применяет для стимулирования территориального развития. Совокупность этих мер и инструментов и есть региональная политика. В России неоднократно предпринимались попытки создания федерального органа, ответственного за региональную политику. Однако с какой-то неизбежной закономерностью такое министерство (сейчас это Министерство регионального развития РФ) всегда оказывалось где-то в самом «хвосте» государственных интересов. А между тем в этой проблематике есть общетеоретические закономерности и обусловленность, связанная с неравномерностью экономического развития территорий – развития вообще и экономического роста в частности.
Несколько лет назад Всемирный банк опубликовал чрезвычайно интересное исследование, в котором констатировал ряд важных постулатов. (См.: Доклад о мировом развитии за 2009 год. Новый взгляд на экономическую географию. – World Development Report 2009: Reshaping Economic Geography.)
Первый постулат. Экономический рост всегда будет неравномерным, и добиться, чтобы все территории развивались одинаково, невозможно. И если теоретически желательно, чтобы развитие охватывало максимальное число стран и жителей планеты или максимальное количество жителей одного общества, то добиться этого на практике не получается. Что и признают авторы доклада.
Второй постулат – тот, что опережающее увеличение доходов в стране или опережающие темпы экономического роста непременно будут вести к территориальному расслоению, поскольку при повышенных темпах экономического роста отдельные территории идут впереди других. Российские реалии достаточно убедительно иллюстрируют этот постулат.
Лет 10–15 назад считалось, что в нашей стране непременно нужны и будут созданы инструменты для того, чтобы регионы максимально сблизились по уровню своего социально-экономического развития. В конце 2001 г. федеральное правительство даже приняло специальную федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации», рассчитанную до 2015 года (постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. №717). Но потом об этом замолчали, в т.ч. на самом высоком государственном уровне: когда наша экономика стала активно развиваться, прежде всего, за счет бурного роста цен на энергоносители, выяснилось, что расслоение общества, в том числе и в пространственном отношении, лишь нарастает. Все те регионы, которые жили на рентные доходы, развивались быстрее других. Реальное развитие пошло в противоположном тренде, отнюдь не в том, который предполагала формирующаяся государственная региональная политика: богатые регионы и территории быстро богатели, бедные не догоняли вырвавшихся вперед. В результате рост доходов в нашей стране сопровождался узкой территориальной концентрацией производства и усилением региональной дифференциации.
Хотя экономический рост и происходит всегда неравномерно, однако, по мнению авторов доклада Всемирного банка, развитие все же может отвечать интересам всего населения планеты.
Существуют регионы и ареалы, к которым предприниматели относятся равнодушно, и остаются города, которым производители отдают предпочтение, и куда все равно будут инвестировать в первую очередь. Это большие города, прибрежные районы и страны, между которыми установились тесные связи. Поэтому в первом случае возникает классический провал рынка, и государство должно вмешиваться, используя свои инструменты для решения общенациональных задач. Приоритеты развития могут складываться по-разному, но опроси предпринимателей – ответ будет один: никто не стремится вкладываться в отсталые регионы или регионы с напряженным политическим и экономическим климатом, инвесторы неизменно выбирают самые успешные регионы и территории.
«Матрёшечная» федерация
В России понятие «регион» атрибутируют как понятие «субъект федерации» (или иногда их совокупность в их административных границах). Все субъекты Российской Федерации поименованы в ст. 65 Конституции РФ, но даже тут – по самому их перечню – видны их различия и формально разный вес. В нашей стране 21 республика, 9 краев, 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Такие различия сложились исторически. В республиках, например, может быть принят второй и даже третий государственные языки помимо русского. Кроме того, автономные округа – это часть сложной конструкции «матрёшечной» федерации, когда один субъект федерации оказался «вложенным» в другой. Так, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – субъекты федерации и в свою очередь часть Тюменской области. Но все они равноправны с федерацией в своих отношениях, что декларируется и в Конституции, и в целом ряде законов, включая Бюджетный кодекс РФ, где зафиксирован принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ по доходам, по расходам, по источникам погашения дефицита и т.д.«Разрулить» эту сложность пытались объединением субъектов федерации. Такие попытки предпринимались с 2005 года. Это касалось ряда автономных округов и краев и областей, в состав которых они фактически и так входили. Была очень сложная процедура, и многие предполагали, что это – определенный старт укрупнения субъектов РФ. Но процесс дальше не пошел, захлебнулся, и нюансы в федеративных отношениях остаются.
Но и в мировой практике не выявляется очевидного ответа на вопрос, сколько субъектов или административно-территориальных единиц первого порядка должно существовать, и есть ли какие-то закономерности, определяющие успешность или неуспешность развития региона в зависимости от его площади и количества жителей (см. табл. 1).
Такое большое число субъектов в Российской Федерации (всего 83) часто оправдывается тем, что Россия – огромная и многонаселенная страна. И в США субъектов федерации немало – 50 штатов плюс федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица страны Вашингтон. В других странах субъектов первого уровня еще меньше. И размер территории при этом явно не столь важен. В Австралии и Канаде площадь территории субъектов первого уровня существенно больше, чем в России: 961 тыс. кв. км и 831 тыс. кв. км, соответственно, против 206 тыс. кв. км в РФ (см. табл. 1).
Можно найти страны, в которых и численность населения субъектов выше, чем у нас. Так что вопрос об укрупнении субъектов федерации явно не может считаться закрытым. К примеру, возможно, когда-нибудь произойдет объединение Санкт-Петербурга с Ленинградской областью (см.: Санкт-Петербургская агломерация: два субъекта без общей стратегии), то же касается и Москвы и Подмосковья: такие голоса среди политиков и в экспертном сообществе раздаются с определенной периодичностью.
Но, по-видимому, все же этот вопрос будет «передан» будущим поколениям.
Пока же для решения ряда государственных задач создают надсубъектные образования. Так, во времена Госплана СССР в экономической географии существовало понятие «крупный экономический район»; на территории Российской Федерации их было 11 плюс Калининградская область, входившая в Прибалтийский экономический район вместе с другими союзными республиками.
В новой российской государственности в 1990-ые годы предпринимались попытки создания межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, которые по-новому объединяли субъекты федерации для решения различных совместных задач. В 1999 г. был принят специальный федеральный закон, регулирующий их деятельность. В 2000 г. Указом Президента РФ были созданы 7 федеральных округов (с 2010 г. их 8).
Федеральные округа с точки зрения региональной политики обладают гораздо меньшими совокупными атрибутами региона, нежели сами субъекты РФ: у округов, в отличие от республик, краев, областей, нет своего законодательства, своих выбранных населением органов власти, своего бюджета, объектов собственности. Здесь децентрализована часть государственных федеральных структур, чьи задачи приближены к решению региональных задач, в том числе связанных с координацией деятельности разных федеральных структур на территории. Определенная «неполноценность» данных институций в качестве регионов подтверждается, например, тем фактом, как легко в 2010 г. был вычленен из состава Южного Северо-Кавказский федеральный округ, когда на федеральном уровне возникло понимание, что это даст возможность эффективнее решать комплекс проблем развития этой части страны.
С другой стороны, на локальном уровне регионы подразделяются на муниципальные образования. По данным на начало 2012 г., в России 23 118 муниципальных образований. В их числе: 517 городских округов, 1 821 муниципальный район, 1 711 городских поселений, 18 833 сельских поселения, 236 внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Как видим, основную часть составляют сельские поселения, хотя их число немного сократилось за последние годы вследствие объединения мелких поселений в одно.
Полномасштабной реформе местного самоуправления – 10 лет. В 2003 г., когда шло разграничение полномочий между уровнями публичной власти, президентской комиссией под руководством Дмитрия Козака была предложена типологизация муниципальных образований по территориальному и поселенческому признаку и сформирована сетка муниципальных районов, в которые вошли городские и сельские поселения. Есть и города, играющие значимую роль на уровне региона, которые были преобразованы в городские округа. В отдельных субъектах федерации ими являются не только большие, но и даже средние города с численностью населения менее 100 тысяч человек. К городским округам относятся и совсем малые закрытые административно-территориальные образования. Но в некоторых субъектах федерации городскими округами являются лишь очень крупные города. Так, к примеру, в Татарстане их два – Казань и Набережные Челны.
Следует отметить, что очень часто регион или даже страна в целом атрибутируется в соответствии именно с главными городами. Так, даже известный рейтинг Всемирного банка Doing Business, характеризующий конкурентоспособность стран мира, давая характеристики России, на деле описывает положение в Москве. Так и получается, что сложности российской столицы, включая особые трудности прохождения административных процедур при открытии и функционировании бизнеса, при получении разрешений на строительство, при подключении предпринимателей к энергосетям, приписываются всей стране. Но ситуация в Москве и регионах страны может сильно отличаться (см.: Равнение на Ульяновск, Саранск и Владикавказ?). Аналогично и в самих субъектах федерации: социально-экономические характеристики административного центра и муниципальных образований – разные.
В разных регионах ситуация может выглядеть очень пестро: в России есть регионы, находящиеся на разном уровне социально-экономического развития, имеющие разные технологические уклады, условно богатые и условно бедные. В России есть регионы относительно маленькие и по площади, и по численности населения, а существуют и такие большие, как уже почти 12-миллионая Москва или к которым можно применить слова поэта Александра Твардовского: «леса и горы скопом, земли довольно, чтоб на ней раздаться вширь пяти Европам со всею музыкой своей».
С различными региональными особенностями (например, очевидно, что в зоне Крайнего Севера рыночные факторы перестают действовать) приходится считаться в региональной политике, где набор действий может заключаться в нескольких направлениях. Это, во-первых, обеспечение равного доступа граждан к конституционно гарантированным благам и услугам вне зависимости от места их проживания или даже нахождения. Где бы наш гражданин ни жил, в самых разных условиях, он должен быть пролечен, выучен, обеспечен правозащитой и т.д. На выравнивание или, точнее, сглаживание различий этих условий в субъекты федерации направляются значительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Есть и другое направление государственной региональной политики – селективная поддержка отдельных территорий с особыми условиями хозяйствования или жизнедеятельности. Это, например, поддержка развития зоны Крайнего Севера, особых экономических зон, закрытых административно-территориальных образований, наукоградов, приграничных территорий.
И есть еще одна практическая сторона региональной политики – содействие межрегиональному взаимодействию, когда за федерацией остается решение задач и проблем, стоящих на стыке двух или нескольких регионов. Успешный опыт в этом направлении нередко находится «за бортом» государственной региональной политики.А как развиваются регионы России? На карте, составленной специалистами Института географии РАН, показана дифференциация регионов по ВВП на душу населения (см. рис. 1).
На карте красным выделены автономные округа Тюмени – ХМАО, ЯНАО, где среднедушевые значения по этому показателю более чем в три раза превышают средние по стране. В этом ряду и Москва.
Несколько отстают близкие к этому показателю Санкт-Петербург, Республики Коми и Татарстан и отдельные регионы Востока страны – Красноярский край, Томская, Сахалинская области. Центральную часть и Юг страны «скрашивает» группа регионов, где этот показатель ниже, чем в среднем по стране, и темно-зеленым цветом на карте выделены те, которые более чем в два раза не дотягивают до среднего уровня. И эти диспропорции как-то надо устранять. Есть диспропорции и в показателях, характеризующих развитие населения (см. рис. 2).
У более бедных регионов Северного Кавказа и Юга России численность населения и рождаемость растут; есть отдельные регионы Сибири, где много молодежи, и там также растет численность населения. А в европейской части, в большинстве регионов центра России она неуклонно сокращается. Исключение составляют Белгородская область, Москва и Подмосковье. Этими тремя регионами и исчерпывается список регионов европейской части страны, в которых растет численность населения.В России самый богатый регион опережает средний по среднедушевым показателям в 9 раз, а самый бедный имеет уровень 0,12 от среднего. Такого рода диспропорции типичны для развивающихся, чаще всего отсталых, стран мира. Но такой региональной дифференциации нет ни в одной другой развитой стране мира (см. рис. 3).
Западные эксперты не всегда понимают масштаб проблем в нашей стране. В Германии или США, как видно на графике, таких острых проблем, как у нас, нет. Именно для их хотя бы частичного решения приходится создавать сложную систему перераспределения финансовых ресурсов, призванных смягчать региональные диспропорции. И делается это через инструмент дотаций. Успешно или нет и насколько успешно, это уже другой вопрос.
России часто в своей региональной политике приходится решать разновекторные задачи, и нередко они вообще антагонистичны друг другу. Так, в части предоставления финансовых ресурсов есть дилемма: стимулировать экономический рост или добиваться большей социальной справедливости, рвануть вперед или выровнять?
Разные страны по-разному подходили к этому вопросу. В бурно развивающемся Китае выделяли приморские территории, создавали там особые преференции для предпринимательства и вкачивали туда ресурсы, выводя всю страну на новую вершину. Но статистика при этом говорит, что больше половины Китая – это по-прежнему сельская местность, где уровень доходов крайне низок. С внутренними, отсталыми районами страны часто просто не считались ради решения задачи вырваться вперед. Поэтому в Китае в ходе экономических преобразований последних десятилетий региональные различия оказались еще сильнее прежнего. А есть пример ЕС, в частности Германии, где социальные вопросы – пособия по безработице, льготы для всех жителей решены так, чтобы всячески избегать такого состояния, когда кто-то, в том числе в территориальном аспекте, оказался бы ниже определенно заданного уровня. При этом темпы экономического роста страны в целом относительно невысокие. То есть проблемы экономического развития в региональном разрезе государства на разных исторических уровнях решают по-своему.
Каковы перспективы региональной политики в нашей стране? Во многом они зависят от того, насколько успешными окажутся задуманные сейчас преобразования и реализация стратегических планов. У российского государства, в частности, оказалось много излишне централизованных функций. Уже многим политикам и экспертам очевидно, что значительную долю функций лучше было бы децентрализовать, но децентрализации мешает рудимент института назначения губернаторов. Кроме того, децентрализации мешает и слабая финансовая гибкость субъектов федерации, да и просто отсутствие у них необходимых для принятия самостоятельных решений ресурсов. Все процессы межрегионального взаимодействия и сотрудничества также сталкиваются с противодействием. В их основе – разность интересов регионов, согласовать которые затруднительно, в т.ч. и в рамках программ развития федеральных округов. Но собственно потенциал региональной политики все же лежит именно в этих плоскостях: укрепления самостоятельности регионов и развития межрегионального сотрудничества.
http://ecpol.ru/component/content/article.html?id=1002
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003