Интервью и комментарии
1 февраля 2018Профиль
Шесть процентов надежды
Поможет ли очередная госпрограмма гражданам, мечтающим о квартире, и зачем стимулировать ипотечный и строительный рынки, у которых и так все хорошо
Дешевая ипотека — новая демографическая инициатива Владимира Путина. Поможет ли она росту рождаемости, или в ней больше обычных семей заинтересованы банки, строители и девелоперы?
В начале января стали известны все детали программы субсидирования ипотечных кредитов для семей с детьми. На сайте правительства появилась полная версия соответствующего постановления. Впервые о масштабном проекте еще в ноябре заговорил Владимир Путин. Вместе с правительством он выразил уверенность, что ставку 6% осилит большинство россиян. Все, что выше, готово взять на себя государство. Однако у привлекательной с виду концепции есть множество подводных камней, и, вполне возможно, девелоперам и банкам она поможет больше, чем тем, кому адресована изначально.
Все для людей
В сентябре 2017 года в Ненецком АО принята программа 1‑процентной ипотеки для молодых семей. Похожие начинания есть во многих регионах, а вот на общероссийском уровне дела не всегда идут так гладко. Одна из самых известных программ – «Жилье для российской семьи», запущенная в 2014 году. По ее условиям все граждане в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие постоянный доход и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли претендовать на льготный кредит от АИЖК со скидкой 20% от среднерыночных цен.
Программа была рассчитана на три года, но аудиторы из Счетной палаты заранее признали ее провальной. По состоянию на прошлый апрель, в эксплуатацию удалось ввести только 3,3% от заявленного объема жилплощади, или 0,8 млн кв. м. Из ожидавших 463 тыс. семей право на льготы получили только 74 тыс., а воспользовались им и вовсе 26,3 тыс. (5,7%). Назывались самые разные причины: правительство выделило недостаточно денег, участки не соответствовали критериям отбора, а банки не могли договориться с застройщиками.
В итоге аудиторы вместе с Минстроем сошлись на том, что реализовать программу невозможно и лучше бы ее закрыть. Правда, оговорились, что невозможно в условиях кризиса. Все параметры и целевые показатели закладывались еще до 2014 года, в старых экономических реалиях. Как оно будет теперь?
«Я думаю, главная цель здесь все-таки демография. Хоть Медведев и говорил о поддержке ипотечного рынка, это как минимум второстепенно. А на выполнение главной задачи в общем-то есть все шансы. Это очень хорошая мера для поддержки молодых семей. Ставка 6% выглядит вполне подъемной. Дальше опять же можно перекредитоваться, – говорит Олег Шибанов из РЭШ. – Мы недавно проводили исследование и выяснили, что материнский капитал очень позитивно повлиял на финансовые возможности семей. Главное, появляется возможность сделать общество более равноправным, чтобы люди с маленькими детьми не чувствовали себя финансово ущемленными и не боялись их заводить».
А вот директор Института реформирования общественных финансов, завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов настроен более скептично: «Да, на первый взгляд инициатива выглядит неплохо, и реализовывать подобные программы в принципе надо. Но тут важно обратить внимание на другое. Уровень доходов населения сейчас не соответствует ценам на жилье. Из-за этого и переизбыток предложения. Даже с нынешними низкими и комфортабельными ставками люди не готовы покупать столько, сколько им предлагают девелоперы. Можно, конечно, завуалировать следствие, и это даже принесет результат на какое-то время. Но лучше все же было бы разобраться с причиной – повысить уровень благосостояния населения».
http://www.profile.ru/economics/item/124403-shest-protsentov-nadezhdy
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003