Интервью и комментарии
31 января 2018Клуб Регионов
Федеральный центр установил контроль над бюджетами Хакасии и Костромской области
Федеральное казначейство установило контроль за бюджетами Хакасии и Костромской области. Причина – чрезмерный госдолг регионов, значительно превышающий их собственные доходы. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты считают такой контроль технической мерой, которая вскрывает системную проблему задолженности субъектов и их «расслабленную» бюджетную политику. Научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Александр Дерюгин называет Хакасию и Костромскую область самыми злостными нарушителями Бюджетного кодекса. Экономисты прогнозируют, что под «внешнее управление» могут попасть бюджеты еще десяти регионов. Самые реальные «претенденты» на это – Мордовия, Карелия и Северная Осетия, предполагает завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.
Хакасия и Костромская область стали первыми регионами в России, в отношении которых установлено сопровождение со стороны Федерального казначейства. Как сообщил глава казначейства Роман Артюхин, ведомство будет отслеживать исполнение бюджетных обязательств, не допуская их принятие сверх установленных лимитов, а также контролировать кредиторскую задолженность субъектов.
Напомним, по итогам первых девяти месяцев 2017г. госдолг Костромской области составлял 163,7% к своих доходам, а Хакасии – 144,5%.
О майских указах как об одной из предпосылок, по которой регионы копят долги, говорят и эксперты. Доктор экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов главной причиной, из-за которой Федеральному казначейству пришлось установить контроль над бюджетами Хакасии и Костромской области, считает объективную ситуацию в бюджетной системе страны. «Прежде всего нужно сказать, что в результате разных обстоятельств регионы оказались перегружены расходными обязательствами, не имея на то адекватных доходных источников. Это произошло в силу ряда федеральных инициатив, а также в силу того, что экономика страны оказалась в реальной кризисной ситуации», – говорит эксперт.
На установление контроля за региональными бюджетами Климанов смотрит как на технический момент. «Установив расширенное казначейское сопровождение, мы можем отследить правильность и эффективность расходования разного рода бюджетных средств, но это не приводит к решению того круга проблем, которые связаны с высокой долговой зависимостью в данных регионах. Решением проблем будут планомерные шаги со стороны федерального центра при готовности регионов идти иногда на болезненные решения. Но этот набор действий включает в себя не чисто технические операции в обслуживании счетов регионов в казначействе. Главное – как изменить разделение доходных источников, разграничение расходных обязательств, поменять сложившуюся систему финансовых взаимоотношений и так далее. Только такие действия могут привести не к снятию какой-то напряженности, а к решению самой проблемы, которую, без сомнения, нужно решать», – поделился своим мнением экономист. Климанов сообщил, что сейчас в России насчитывается не более десяти регионов с большим госдолгом и отсутствием собственных источников для их погашения, которые также рискуют оказаться под контролем казначейства: самые реальные «претенденты» на это – Мордовия, Карелия, Северная Осетия и некоторые другие регионы. «Но, может быть, подобные инструменты были бы хороши и для традиционно высокодотационных регионов, в число которых у нас попадают Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Тыва, Республика Алтай, Камчатский край», – добавил Климанов.
http://club-rf.ru/detail/2290
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003