Интервью и комментарии
21 февраля 2017Коммерсант.ru
Кредитная рокировка
За счет досрочного погашения Краснодарский край в течение января 2017 года уменьшил объем госдолга со 150 млрд руб. до 146,5 млрд руб. Эксперты объясняют активные кредитные операции возможным стремлением администрации региона покрыть «кассовый разрыв» и намерением сократить процентные выплаты по долгу. Ранее кубанские финансовые власти заявляли о том, что будут сокращать удельный вес долговых обязательств, но не их размер. По мнению аналитиков, именно кредитные ресурсы и выпуск новых облигаций в текущем году будут основным источником рефинансирования задолженности, при этом экономическая ситуация в регионе признается устойчивой.
По состоянию на 1 февраля 2017 года внутренний государственный долг Краснодарского края сократился на 3,5 млрд руб. — до 146,5 млрд руб. Кроме того, 15 февраля Законодательным собранием Кубани предельный размер госдолга был сокращен со 151,3 млрд руб. до 150 млрд руб. Таким образом «резерв» заимствований увеличился с 1,3 млрд руб. до 3,5 млрд руб. Согласно сообщению минфина региона, сокращение объема госдолга произошло за счет досрочного погашения коммерческих кредитов, привлеченных в 2015 году у ПАО «Сбербанк». В частности, целиком был погашен кредит на 2,5 млрд руб. со сроком погашения в 2020 году и 3 млрд руб. из заимствованных 4 млрд руб. с погашением в 2018 году. В январе для рефинансирования погашаемых долговых обязательств минфин Кубани привлек кредиты Сбербанка на сумму 1 млрд руб. на один год и 1 млрд руб. — на два года.
По мнению руководителя департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Александра Пахалова, подобные трансформации структуры госдолга чаще всего происходят в регионах в конце или начале года. «Их целью является или покрытие „кассового разрыва” между доходами и расходами бюджета, или стремление отодвинуть размер госдолга от предельных отметок, предусмотренных федеральным и региональным законодательством»,— считает эксперт.
Аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич добавляет, что еще одной целью совершенных кубанским минфином операций могло быть рефинансирование своих долгов: «В последние годы ставки по кредитам снижаются, в результате чего рефинансирование становится выгодным. В дальнейшем регион будет меньше средств направлять на обслуживание долга. Плюс к этому могла быть проведена оптимизация по срокам погашения — регион создал себе более комфортные условия по графику выплат основной части долга». Согласно данным минфина Кубани, объем выплат по коммерческим кредитам в 2017 году, по результатам долговых операций, увеличился с 17 млрд руб. до 18 млрд руб., а в 2018-м и 2020 годах сократился с 20,9 млрд руб. до 18,9 млрд руб. и с 8,2 млрд руб. до 5,7 млрд руб. соответственно.
Как ранее пояснял „Ъ-Кубань“ вице-губернатор Кубани Игорь Галась, основной задачей региональной исполнительной власти в сфере управления госдолгом на ближайшие годы является удержание его абсолютного объема и сокращение удельного веса в общих доходах бюджета. Согласно принятому бюджету на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов, верхний лимит госдолга Кубани планируется сократить до 146,3 млрд руб. к началу 2019 года и до 143,2 — к 2020 году.
Господин Пахалов из НРА обращает внимание на то, что в конце 2016 года Кубань всего за один месяц увеличила госдолг на 2,3 млрд руб: «Поэтому резерв в 3,5 млрд руб. трудно назвать заделом, гарантирующим устойчивость уровня долговой нагрузки. С другой стороны, все зависит от эффективности бюджетной политики: при нахождении дополнительных источников доходов и сбалансированном управлении элементами долга этот задел можно не только сохранить, но и увеличить». Но сокращения самого госдолга эксперты НРА в ближайшие годы не прогнозируют, поскольку ожидают сопоставимого роста доходной и расходной частей бюджета.
Директор по корпоративным и муниципальным рейтингам агентства «Эксперт РА» Гульназ Галиева также считает, что дальнейшее сокращение долговой нагрузки на Кубани возможно за счет снижения процентной ставки по обслуживанию долга через рефинансирование банковских кредитов бюджетными либо за счет размещения длинных облигационных займов. Однако в отношении бюджетных займов эксперт отмечает, что их объемы федеральный центр будет сокращать с 350 млрд руб. в 2016 году до 200 млрд руб. в 2017 году, и регионы не в полном объеме смогут ими воспользоваться. С ней согласен и Александр Пахалов. Согласно прогнозам НРА, в 2017 году объем возвращаемых бюджетных кредитов может на 10—15% превысить объем их выдачи, то есть федеральный центр впервые за последние годы получит от регионов больше, чем даст в долг. «Новые бюджетные кредиты достанутся регионам со слабой экономикой и финансовой системой, в то время как сильным регионам, к которым относится Кубань, будет предложено активнее использовать другие источники, прежде всего — облигации, тем более именно в этом году Кубани предстоит погасить два облигационных займа (один полностью, второй частично) на общую сумму 4,8 млрд руб., и логично их перевыпустить»,— считает господин Пахалов.
Директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Строев и заведующий кафедрой госрегулирования РАНХиГС Владимир Климанов сообщили, что финансовая устойчивость региона и его способность рефинансировать свои долговые обязательства серьезных опасений в настоящее время не вызывают.
https://www.kommersant.ru/doc/3225021
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003