RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

22 февраля 2017Федерал пресс

«Регионы, которые умеют выживать, надо стимулировать». Югра вернет профицит бюджета

Сразу четыре региона России, ранее считавшихся экономически благополучными, закончили 2016 год с дефицитом бюджета. В их число помимо Санкт-Петербурга, Севастополя и Сахалина вошел и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, говорится на официальном сайте Счетной палаты РФ. Но эксперты финансовой отрасли серьезной проблемы в этом не видят и прогнозируют дальнейшее экономическое развитие нефтяного региона. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Как отмечается в отчетном документе Счетной палаты России, по итогам прошлого года были исполнены с дефицитом исполнены бюджеты четырех регионов, у которых до этого наблюдался уверенный профицит. Так дефицит Санкт-Петербурга составил 19,3 млрд рублей, Севастополя -3,5 млрд, Сахалинской области – 3,3 млрд, Югра – 9,1 млрд рублей. По мнению большинства экспертов главной причиной этого в нефтяных регионах стали низкие цены на нефть и сокращение добычи углеводородов по результатам договоренности со странами ОПЕК. При этом финансовые аналитики не видят здесь больших проблем.

«Сам по себе дефицит не является чем-то экстраординарным. Всегда сложно просто придти к полному балансу и «смонтировать» все с нуля, так же как и сделать искусственно профицит – это тоже не всегда грамотное и правильное управление финансами. И то, что возникает дефицит в региональных бюджетах, это, скажем так, обыденная ситуация. Другое дело когда он возникает у богатых регионов, у которых совершенно очевидно есть инструкция для покрытия собственных расходных обязательств с доходами без привлечения каких-то добавочных источников. Это уже может вызывать какие-то отдельные вопросы, – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ИОН РАНХиГС Владимир Климанов. – Как я понимаю, и Югра, и другие регионы в минувшем году выходили на долговой рынок с целью решения текущих задач и построения более долгосрочной политики на будущее. Например, покрытие дефицита долговыми обязательствами. Это вполне нормально, когда возникает дефицит и для покрытия нарастающих расходов соответственно происходит привлечение каких-то заимствований. Отмечу, что сократился суммарный рост государственного долга субъектов РФ, фактически стабилизировавшись в 2016 году на уровне начала финансового года и это позитивное явление».

Как отметили в пресс-центр Счетной палаты Российской Федерации, по итогам 2016 года был достигнут беспрецедентно низкий дефицит консолидированного бюджета регионов: всего 58 млрд рублей. На 1 декабря 2016 года профицит бюджета регионов сложился в объеме почти 500 млрд рублей. Напомним, что Счетная палата совместно с Министерством финансов усовершенствовали механизмы субсидирования регионов в 2017 году.

«Изменилась методика так называемого выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, пропорция распределения налога на прибыль. 2% от 20% распределялось в федеральный бюджет и 18% – в бюджеты субъектов РФ. Сейчас в пользу бюджета федерального 3% и 17% – в регионы. В том числе и вот на этом основании Минфин изменил методику уравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы стимулировать развитие и экономический рост. Появились некие требования, ограничения со стороны Минфина: теперь, когда субсидии получают регионы – и доноры, и реципиенты – должны заключаться соглашения о росте валового регионального продукта, числе рабочих мест и т.д. Мне кажется, что в продолжительной перспективе в Югре будет увеличение доходной части регионального бюджета и автономный округ снова укрепит свою финансовую позицию», – рассказала экспертному каналу доктор экономических наук, профессор, госсоветник РФ второго класса Людмила Пронина.

Сегодня глава региона Наталья Комарова акцентирует внимание на расширении источников доходов и росте финансовой дисциплины. Ставка делается также на эффективную систему имущественного управления, благодаря которой бюджет Югры в 2016 году получил свыше 498 млн. рублей. «На 31 декабря 2016 года стоимость имущества, учтенного в реестре округа, составила 456 млрд рублей. Основная доля – имущество, переданное в оперативное управление», – отметил глава департамента госимущества Югры Анатолий Уткин.

Напомним, что дополнительно из федерального бюджета автономия получила 278,5 млн рублей, средства направлены на обеспечение сбалансированности бюджета региона. При этом Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область в число субсидируемых регионов не попали. Добавим, что бюджетный эффект от мероприятий по росту доходов составил 130% к установленному плану, по расходам – в 2,5 раза больше от плана.

«В 2016 году были улучшены показатели бюджета по сравнению с планом: сокращен дефицит, выросли доходы, увеличены вложения в социальные программы, размер государственного долга составил 0,5% от внутреннего регионального продукта. Такие показатели ставят автономный округ в ряд кредитоспособных и финансово устойчивых субъектов России», – отметила Наталья Комарова.

Регион последние 5 лет стабильно занимает первое место в УрФО и второе в России по объемам налоговых поступлений. Собираемость налогов обеспечена на уровне 99,5%, сообщила руководитель Управления федеральной налоговой службы по Югре Ольга Литова. К тому же в 2016 году субъект впервые в своей истории преодолел трехтриллионный порог валового регионального продукта. Автономный округ получил 825 млрд рублей инвестиций в основной капитал. «Объемы привлеченных средств в автономный округ на душу населения в 5 раз выше по сравнению с другими субъектами РФ», – подчеркнула глава региона.

По данным на 1 января 2017 года в бюджет Югры планировалось получить всего доходов в размере 190 867 940,6 тысяч рублей, сообщает сайт Счетной палаты региона. По факту всего было получено доходов в размере 197 898 926,6 тысяч рублей. Для полноты картины мы приводим сведения о налогах и сборах, поступивших в бюджеты муниципалитетов Югры по данным на 1 января 2017 года.

Отметим, что помимо предприятий ТЭКа, серьезный прирост экономики сегодня обеспечивают также малый и средний бизнес, активно поддерживаемый со стороны правительства Югры. Высокий уровень развития экономики региона и низкий уровень долговой нагрузки оценило международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s, подтвердившее в этом месяце долгосрочный кредитный рейтинг ХМАО на уровне «BB+» со стабильным прогнозом. Рейтинг автономного округа по национальной шкале был подтвержден агентством на уровне «ruAA+».

Однако есть проблемы с налоговыми поступлениями. Так в 2016 году прокурорами в Ханты-Мансийском автономном округе выявлено 355 нарушений закона в налоговой сфере. Было санкционировано 116 решений налоговых органов о наложении ареста на имущество на 217 млн рублей и предъявлен 41 иск о взыскании причиненного государству ущерба на сумму 390 млн рублей.

Соотношение госдолга к доходам бюджета региона сейчас составляет 9,2% при целевом показателе 18,2%, а предельный годовой объем расходов на обслуживание госдолга укладывается в 0,8% от годового объема расходов при целевом показателе не более 5%. Напомним, что в 2016 году было принято решение с 1 января 2017 года изымать из бюджетов регионов в пользу федеральной казны дополнительно 1 % налога на прибыль организаций.

«Мы считаем, что регионы, которые на сегодняшний день умеют выживать в любых ситуациях, и не только выживают, но и восстанавливают свою налогооблагаемую базу, наверное, как-то надо стимулировать. Не только у них забирать, но и давать возможность им расти. Естественно, никто не рассчитывает, что по поводу этого будут внесены какие-то изменения в законодательство. Тем не менее, мы предлагаем ряд законодательных новелл, и в их числе, если будет уменьшаться наша налогооблагаемая база в пользу федерального центра, то хотя бы, чтобы был переходный период в течение 4 лет, чтобы мы могли перестроиться», – подчеркнул в комментарии «ФедералПресс» губернатор Тюменской области Владимир Якушев. 

Как отмечают экономические эксперты, рост дефицита практически большинства региональных бюджетов произошел с момента перераспределение налоговых поступлений между центром и регионами. При этом в центр попали те налоги, которые достаточно стабильны, а регионам достались напротив те налоги, которые довольно сильно падают по мере торможения экономической активности.

«Кроме этого на регионы возложены достаточно существенные финансовые обязательства, связанные реализацией так называемых майских указов президента России. К примеру, на регионы было переложено бремя повышения зарплат бюджетникам, причем, именно той категории бюджетников, которые финансируются из региональных бюджетов. Сочетание этих двух факторов с экономическим спадом и привело к тому, что бюджеты многих регионов стали дефицитны. При этом Югра еще достаточно благополучный регион. У многих регионов, которые и раньше не блистали, ситуация гораздо драматичнее», – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

Кстати, отчитываясь на заседании правительства о выполнении президентских указов, глава региона отметила , что Югра начала 2017 год с уверенного выполнения взятых обязательств.

«Из 75 анализируемых показателей по 39 мы начинаем год в значении, которое соответствует уровню запланированных на 2017 год. По 8 показателям из 75, установленных Указами Президента, значения уже выполнены. Достижение остальных показателей – не вызывает сомнений. Замечу, что в данном случае речь идет о характеристиках качества жизни югорчан. Следовательно, и по тем показателям, которые вышли на контрольные отметки, необходимо продолжать движение вперед, несмотря на то, что достигнуты контрольные значения», – подчеркнула Наталья Комарова.



http://fedpress.ru/article/1747497

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений