RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

17 января 2017Комсомольская правда

В глубинку дорогу проложим, сожжем миллиарды рублей

На последней пресс-конференции с Владимиром Путиным журналист пожаловался, что в поселок Серебрянка Свердловской области попасть можно только на вездеходе, такое там бездорожье. До ближайшего Нижнего Тагила ехать 70 км. На днях появилась информация, что в удаленный поселок нормальную дорогу проложат, на это потратят аж 1,5 млрд. рублей. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сразу сказал, что денег нет. Средства придут из центра. И тут мы задумались, что делать со всеми глухими деревнями в России. Денег-то в бюджете сейчас нет.

Сколько в стране таких забытых уголков?

По данным последней переписи населения 2010 года, у нас 153 тысячи деревень. Из них в 60 тысячах селений живет от одного до ста человек. Хуже всего дело обстоит в Центральной России и на Севере. Обычно дальние деревни, куда сложно добраться (как Серебрянка), исчезают быстрее всего. Еще около 10 - 15 тысяч сел живут хоть и обособленно, но стабильно, закрываться не собираются.

- Власти продолжают политику «оптимизации» социальной сферы - закрываются больницы, школы, детские сады. Сельское население воспринимает это как сигнал - государство не заинтересовано в том, чтобы люди жили в деревнях, - считает руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

По словам эксперта, власти должны сохранять деревни - нельзя, чтобы все жили в нескольких больших городах, а вокруг была дикая территория.

Не дешевле ли всех переселить?

На содержание удаленных населенных пунктов (особенно северных) уходит много денег (см. графику). Но в российском правительстве пока не планируют заниматься их расселением.

- Успешных историй принудительной ликвидации поселений не так много, - пояснил «КП» завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук Владимир Климанов.

По словам эксперта, с чисто экономической точки зрения переселить умирающие дальние деревни выгоднее, чем продолжать их содержать. Но любой чиновник неизбежно столкнется с бюрократическими и гуманитарными проблемами.

- Задача государства - развивать территории. Если мы забросим какие-то земли, в один момент можем обнаружить, что они нам уже не принадлежат, - считает Климанов.

А если люди не хотят покидать родное гнездо?

В таком случае ничего предпринять не получится. Государству надо понять, нужно ли держать десятки и сотни форпостов на удаленных территориях, куда нет никакого сообщения и где нет никакого производства. А вот когда решение примут - можно придумывать варианты.

- Если власти хотят цивилизованно избавиться от невыгодных для них поселений, жителей надо стимулировать. Создавать условия, чтобы население мигрировало добровольно, - полагает Владимир Климанов.

- Когда людям нравится жить на селе - это признак экономического развития. Ненормально, когда все урбанизированы, в центре крупных городов, - говорил в одном из интервью «КП» вице-премьер Юрий Трутнев.

Как поступают на западе?

Наша проблема довольно уникальна. Подобные суровые условия и одновременно такая огромная территория - только в России.

- Люди элементарно не селятся в совсем суровых местах, - говорит Климанов. - Северо-западные территории Канады даже не считаются субъектом страны! Горняки и нефтяники приезжают на север Канады вахтовым методом. То же и на Аляске. Люди приезжают туда на несколько месяцев.

По данным ООН, у России самые населенные северные территории в мире.

Вопрос - ребром

Почему местные не хотят уезжать из Серебрянки?

Серебрянке без малого три века. Весь уральский поселок - десяток небольших улиц с домишками, школой, детским садом. Все работают на пилораме - там сдельная зарплата, и можно получать 20 тысяч в месяц. Плюс половина жителей - дети и пенсионеры.

- Я в свое время специально переехал сюда, чтобы на пенсии дышать свежим воздухом, - говорит местный житель Николай.

- А куда мы денемся отсюда? Здесь наша родина, дом, хозяйство, - вторит жительница Ольга. - Если проложат хорошую дорогу, будем ездить на заработки в Нижний Тагил.

Глава поселка Сергей Сивков живет в 10 км от Серебрянки, каждый день ездит на работу и продолжает бороться за дорогу.

Елена БЛАГИНИНА («КП» - Екатеринбург»)

Личный взгляд

А могли бы на эти деньги в Москву перебраться

Николай ВАРСЕГОВ

Дороге до Серебрянки быть! Я долго размышлял над этой новостью. Только непонятно мне, зачем эта дорога нужна?

Населения в том поселке 598 человек. По мере нарастания шума вокруг золотой дороги население Серебрянки тоже «растет». На прошлой неделе прозвучало: 700 жителей. А на днях читаю - уже 800! Это же ясно. Чем больше людей заявят, тем больше необходимость в трассе. Но не проще ли предложить серебрянцам переселиться в цивилизацию?

Если полтора миллиарда разделить на жителей Серебрянки, получится 7,5 млн. рублей на семью. На эти деньги любое семейство может купить двушку даже в Москве и трешку в Подмосковье, не говоря о других городах!

Подобных серебрянок в России страшное количество! Люди там прозябают в пьянстве и дикости. Доставка продуктов, электричества, приезды (прилеты) медиков, полиции, служб опеки требуют огромных трат. Какая-то бессмысленная господдержка бессмысленных населенных пунктов на северах России, которая обходится в миллиарды. В то же время на южных землях от Тулы и до Ростова огромные целинные залежи поросли бурьяном. Проблему переселения этих несчастных надо решать - для их же пользы.



http://www.kp.ru/daily/26630/3649576/

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений