RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

13 октября 2016Известия

Деньги для регионов найдут у бизнеса

Регионы получат от Минфина небольшую налоговую поблажку. Ведомство придумало, как увеличить налоговые поступления в бюджеты субъектов, но при этом не сильно увеличивать нагрузку на бизнес. Минфин собирается ограничить перенос убытков прошлых лет в рамках консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) 30%. При этом сами регионы и глава комитета по бюджету ГД Андрей Макаров выступали вовсе за упразднение КГН, которые лишают субъекты десятков миллиардов рублей в год. Найденный Минфином компромисс сможет поддержать региональные бюджеты и не приведет к катастрофическому увеличению налоговой нагрузки на бизнес, уверены эксперты.

Налог на прибыль компаний является основным доходом для региональных бюджетов. Однако сформированные в прошлые годы КГН снижают налоговые поступления в бюджеты субъектов, поскольку если, например, одна компания в рамках группы получила существенный убыток, то он вычитается из налогооблагаемой базы - доходов всей группы. В итоге КГН может не заплатить вообще ничего.

Создание КГН стало возможным в 2013 году и сразу привело к сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты. Только в первый год регионы потеряли 11 млрд рублей в целом по стране. В дальнейшем сопоставимый размер недопоступлений фиксируется уже по отдельным регионам. По данным налоговой службы, после введения системы консолидированных групп налогоплательщиков поступления от налога на прибыль снизились в 34 регионах России.

В PwC отмечают, что предложение Минфина снизит скорость признания убытка (что в условиях инфляции будет неблагоприятным для налогоплательщиков нововведением), однако позволит постепенно признать убыток целиком. По мнению экспертов, ограничение признания убытков внутри КГН для групп с большим количеством убыточных компаний может означать рост налоговой нагрузки, а для остальных КГН - только рост административной нагрузки.

Регионы, которые добивались отмены КГН, восприняли решение Минфина с оптимизмом. Однако оценить финансовый эффект затруднились. В правительстве Самарской области добавили, что в сравнении с 2011 годом (годом, предшествующим введению КГН) потери областного бюджета в связи с введением КГН в 2015 году составили 7,6 млрд рублей, в 2016 году - примерно 6,3 млрд рублей.

Нижегородская область тоже относится к числу регионов, которые несут значительные финансовые потери от создания КГН (около 6 млрд рублей ежегодно), сообщили в минфине субъекта.

- Правительство Нижегородской области неоднократно выходило с аналогичным предложением на федеральный уровень. При этом за 2012-2015 годы компенсировано из федерального бюджета только 6,8 млрд рублей, что составило 35% от суммы потерь бюджета области, - рассказал представитель минфина региона.

Предлагаемое нововведение направлено на снижение гибкости КГН по оптимизации налога на прибыль и повышение поступлений в бюджет - в этой связи указанное предложение поддерживается, пояснил представитель пресс-службы правительства Башкортостана.

- Ожидаемый эффект от введения предлагаемой меры определить сложно, поскольку отсутствует необходимая статистическая информация, - сказал он.

В свою очередь, в минфине Калужской области пояснили, что в этом регионе нет КГН, поэтому изменения не окажут влияния на доходы бюджета. Однако там рассчитывают, что в будущем отмена института КГН должна положительным образом сказаться и на доходах бюджетов тех регионов, на территории которых зарегистрированы КГН, а также на доходах федерального бюджета.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов считает, что правительству в нынешних условиях сложно принять решение о полной отмене КГН, но и сохранять сложившееся положение дел тоже опасно, поэтому Минфин пытается найти техническое решение.

Для Минфина важно увеличить поступления в бюджеты регионов, которые столкнулись с острым кризисом, выразившимся в высокой долговой нагрузке и значительном дефиците. При этом в нынешнем году главным кредитором субъектов, чьи обязательства превысили 2,5 трлн рублей, стал федеральный центр. С другой стороны, и сильно повышать нагрузку на производства в условиях рецессии и необходимости импортозамещения финансовое ведомство не решается. Тем не менее нагрузка на компании всё же может вырасти.

По словам Владимира Климанова, поскольку КГН созданы прежде всего среди вертикально интегрированных холдингов в сырьевых отраслях и металлургии, то у этих компаний вырастет налогооблагаемая база.

- Пострадают некоторые представители бизнеса. Прежде всего вертикально интегрированные холдинги в сырьевых отраслях - нефтегазовой или металлургии. Но в целом эффект будет нейтральным, - считает он.



http://izvestia.ru/news/637904#ixzz4N3QkZLUB

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений