Интервью и комментарии
9 июня 2016Интерфакс Россия
Не особо экономические зоны
Механизм особых экономических зон был создан в июле 2005 года. Год спустя было создано АО «ОЭЗ» - управляющая компания, занимающаяся развитием особых экономических зон. Уставный капитал АО составляет 121,6 млрд рублей, 100% акций владеет государство.
На 1 января 2016 года в 30 субъектах Федерации действовали 33 ОЭЗ: 9 - промышленно-производственного типа, 6 - технико-внедренческого типа, 3 - портовые зоны и 15 зон туристско-рекреационного типа.
По данным Минэкономразвития РФ, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 - из 29 стран. Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22 млрд 6 млн рублей.
Осенью прошлого года на неэффективность работы ОЭЗ внимание президента РФ Владимир Путина обратили внимание активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ).
На встрече с активом ОНФ заместитель руководителя проекта «За честные закупки» Анастасия Муталенко сообщила, что средства из федерального бюджета, которые выделяются на инфраструктуру, не вкладываются в эти проекты, а прокручиваются на банковских счетах. При этом она предложила расформировать АО «Особые экономические зоны» и передать полномочия этого АО региональным властям под личную ответственность губернаторов.
Со своей стороны глава государства пообещал провести проверки деятельности АО «ОЭЗ». Путин подчеркнул, что особые экономические зоны - это чрезвычайно важный инструмент с точки зрения развития экономики. Он напомнил, что во многих странах мира такие зоны действуют достаточно успешно.
«Я знаю, что не все там получается (с особыми зонами в России - ИФ), но, честно говоря, не знал о том, что деньги, которые выделяются федеральным бюджетом на эти цели, вместо того чтобы вкладывать их в реальное производство и в организацию, создание инфраструктуры, они просто сидят на счетах и в банках крутятся для получения соответствующих прибылей, не понятно, куда идущих», - отметил президент.
По итогам встречи президент поручил Генпрокуратуре, Счетной палате, Федеральной налоговой службе и Росфинмониторингу к 1 апреля 2016 года обеспечить проведение проверки деятельности АО «ОЭЗ».
Предложение ликвидировать АО звучало и на встрече председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с активистами ОНФ в декабре прошлого года. После чего премьер дал Минэкономразвития год на размышления о целесообразности существования АО «ОЭЗ».
Также Минэкономразвития поручили до 1 апреля обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ за счет федерального бюджета через субсидии регионам, а также исключение возможности создания управляющих компаний новых ОЭЗ с участием АО «ОЭЗ». Уже созданные с участием АО управляющие компании Минэкономразвития должно будет проверить и по выявленным фактам, имеющим признаки злоупотреблений, направить материалы в правоохранительные органы.
Кроме того, до 1 октября Минэкономразвития должно обеспечить проведение оценки эффективности функционирования ОЭЗ и представить в правительство предложения о досрочном прекращении существования неэффективных особых экономических зон.
На то, что десятилетний опыт существования ОЭЗ показал, что ряд из них так и не стал действенным инструментом поддержки национальной экономики, указала и Счетная палата РФ.
По итогам проверки деятельности АО «Особые экономические зоны» и других юридических лиц, созданных для управления ОЭЗ в регионах Счетная палата предложила ликвидировать подобные неэффективные механизмы экономической поддержки.
«Самое неприятное, на мой взгляд, из показателей, даже не использование денег. На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 тыс. 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121 млрд 900 млн рублей, которые вложили из федерального бюджета, 185 млрд 900 млн рублей вместе с субъектами - и 18 тыс. 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить?», - заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
На коллегии Счетной палаты также отметили, что в последние годы появился целый ряд инструментов ускоренного развития экономики на ограниченных территориях. В качестве аналогичных для ОЭЗ проектов, действующих в России, назвали инновационные территориальные кластеры, индустриальные (промышленные) парки, агропромышленные парки, технопарки, технопарки высоких технологий (созданные по линии Минкомсвязи России), туристические парки, зоны территориального развития, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны регионального уровня и так далее.
«Текущий набор данных механизмов с помощью зонирования территорий представляется избыточным и малоэффективным. Подобные инструменты не могут применяться повсеместно и для решения любых задач, так как теряется экономический смысл для резидентов таких территорий», - посчитали в палате.
По итогам проверки коллегия приняла решение направить представления Минэкономразвития РФ и АО «Особые экономические зоны», информационные письма - президенту РФ и в Минфин, а отчет о результатах контрольного мероприятия отослать в Генпрокуратуру, руководству исполкома ОНФ и в палаты Федерального Собрания.
Данные Счетной палаты легли в основу доклада главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. По данным «Коммерсанта», в докладе констатируется, что с 2006 года на 33 ОЭЗ было потрачено 186 млрд рублей, 24 млрд рублей из которых не использованы. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн рублей - среднюю зарплату в РФ за 25 лет. При этом налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд рублей.
По данным издания, 27 мая президент РФ поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ - до разработки единых подходов к их созданию - и прекращении работы неэффективных по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры ОЭЗ. В частности, речь идет о досрочном прекращении работы десяти ОЭЗ.
Как пояснил «Интерфаксу» источник в органах власти одного из сибирских регионов, поручение президента РФ о закрытии десяти ОЭЗ касается только тех зон, которые отказались брать на баланс регионы.
«Сокращают только те ОЭЗ, строительство которых не началось, и по тем территориям, которые отказываются подписать соглашения на новых условиях - на перевод их в региональную собственность», - сказал собеседник агентства.
По его словам, не все регионы готовы брать на баланс ОЭЗ, поскольку это накладывает на них дополнительные обязательства, связанные с эффективностью работы зон.
Заведущий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов признает, что на данном этапе развития отказ от неэффективных ОЭЗ - оправдан и экономически обоснован.
Единственный риск подобного шага, по его мнению, заключается в том, что потенциальные резиденты оставшихся особых экономических зон теперь будут с опаской относиться к возможности вложения средств в ОЭЗ из-за неуверенности в своем будущем.
Вместе с тем, считает он, в целом создание ОЭЗ в России было «правильным и необходимым». К тому же, заявил Климанов в беседе с Interfax-Russia.ru, подобные экономические институты показали обоснованность своего существования во многих странах.
В этой связи, отметил собеседник Interfax-Russia.ru, нельзя принизить и недооценивать для страны опыт работы ряда ОЭЗ, особенно промышленного и технологичного типа. Примером успешной работы он назвал ОЭЗ в Липецке и Татарстане.
При этом, признал он, неоднозначным оказался опыт создания портовых и рекреационных экономических зон, по большей части из-за недооцененного административного характера работы и довольно сложных административных процессов.
По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, институт ОЭЗ - крайне неэффективный. «По крайней мере, он проявил себя неэффективным в нашей стране. Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», - заявил он журналистам.
При этом он не уверен, есть ли поручение главы государства о прекращении функционирования существующих особых экономических зон и отказе от создания новых ОЭЗ, «По документам мне надо отдельно посмотреть, сейчас сказать не готов», - отметил Песков.
Между тем, источник, знакомый с перечнем поручений президента, сообщил «Интерфаксу», что прямого указания закрыть те или иные ОЭЗ там нет, как нет и однозначно негативного сигнала о перспективах этого института в целом.
По его словам, в поручении говорится о необходимости разработки и создания единой стратегии создания и функционирования инструментов развития территорий (ОЭЗ, ТОР, индустриальных парков и так далее).
Президент при этом поручил приостановить процесс создания новых ОЭЗ «до разработки и внедрения на законодательном уровне единых подходов к их созданию и функционированию с учетом выявленных недостатков».
Что касается темы с закрытием зон, то, по словам источника, поручение сформулировано следующим образом: «Рассмотреть вопрос о прекращении деятельности неэффективно функционирующих ОЭЗ с учетом результатов проверки, проведенной Генпрокуратурой и Счетной палатой».
При этом президентом поручено передать полномочия по управлению ОЭЗ органам исполнительной власти субъектов РФ и разработать порядок компенсации затрат регионам на создание инфраструктуры ОЭЗ. Поручено также утвердить механизм передачи имущества АО «ОЭЗ» органам исполнительной власти регионов.
Вместе с тем, как сообщал в начале мая «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства, в федеральном бюджете в 2017-2019 годах не будет предусмотрено финансирование строительства особых экономических зон. Такая информация была озвучена замглавы Минфина Андреем Ивановым на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, прошедшем в конце апреля.
По итогам совещания Козак поручил Минэкономразвития до 1 июля 2016 года заключить с органами исполнительной власти субъектов РФ соглашения о передаче полномочий по управлению ОЭЗ органам исполнительной власти субъектов сроком на 10 лет.
По словам собеседника агентства, в поручении при этом отмечается, что если органы исполнительной власти регионов откажутся заключать соглашения, то Минэкономразвития должно будет подготовить проекты правовых актов о ликвидации ОЭЗ в этих регионах.
В свою очередь представитель Минэкономразвития сообщал «Интерфаксу», что в настоящее время идет работа с регионами по заключению соглашений по передаче им полномочий по управлению ОЭЗ.
Кроме того, готовятся изменения в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которыми предусматривается установление нового порядка создания и функционирования ОЭЗ. По его словам, Минэкономразвития ведется работа по совершенствованию института ОЭЗ «с учетом замечаний и предложений по результатам проверок».
http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=734001
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003