Интервью и комментарии
20 апреля 2016Коммерсант.ru
Помощи нужен контроль и учет. Комментарий В.В. Климанова
Бюджетные расходы на социальную политику и оборонный сектор по-прежнему являются наибольшими и наименее организованными. Об этом вчера заявили участники сессии «Резервы эффективности бюджетных расходов» в рамках XVII Апрельской конференции Высшей школы экономики. Хотя резервов бюджета, по оценке экспертов, хватит еще на несколько лет, заняться переоценкой трат нужно уже сейчас, а один из способов этого - введение принципов адресности и нуждаемости.
Расходы на оборону, безопасность, правоохранительную деятельность и социальную политику - по-прежнему наиболее крупные статьи бюджета РФ, в бюджетах стран ОЭСР преобладают расходы на социальную политику, здравоохранение и образование. Такую статистику вчера на сессии «Резервы эффективности бюджетных расходов» в рамках Апрельской конференции Высшей школы экономики привел Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ). «У нас совокупные расходы на оборонный сектор и национальную безопасность составляют 6,6% ВВП, в развитых странах - только 3,2%»,- отметил он. При этом расходы на социальную политику не влияют на уровень бедности: с 2007 года, несмотря на постоянный приток бюджетных средств, уровень населения с доходами ниже прожиточного минимума остается стабильным (11-13%). Надежды в НИФИ возлагают на новый принцип социальной защиты - помощь домохозяйствам после проверки нуждаемости с применением категориального и адресного подхода. «Он предполагает, например, учет специфики региона и конкретные характеристики нуждающихся в помощи»,- пояснил господин Назаров.
По мнению Сергея Дробышевского из Института экономической политики им. Гайдара, резервов, накопленных в Резервном фонде и ФНБ, хватит еще на 2-3 года, но оценивать эффективность соцрасходов нужно уже сейчас. Спешное же проведение «третьей волны» приватизации в нынешних условиях, хотя и позволит привлечь в бюджет некоторые средства, в итоге не позволит выполнить долгосрочные цели продажи государственного имущества - снять с правительства обязательства по поддержанию компаний и повышению их эффективности.
«Резервы для оптимизации в сфере социальной политики, безусловно, есть. Если в 2000 году соцрасходы занимали 47% от общего объема бюджетных расходов, то в 2016 году - уже 60%, и вряд ли такая динамика говорит об успешном использовании этих средств»,- отметил Борис Рудник, глава Института управления государственными ресурсами Высшей школы экономики. Однако, по его словам, необходимо обратить внимание и на сами инструменты, которые внедряются для проведения бюджетной экономии. «Последние крупные реформы этого направления - переход на программный принцип бюджета и реформа госучреждений, но они обе, по оценке Минфина, проходят очень медленно. Кроме того, необходимо понимать, что вопрос об этих же нововведениях мы на самом деле обсуждаем уже очень давно, и уже было несколько попыток внедрить их»,- напомнил он. При этом, как отметил заведующий кафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов, на большую часть соцрасходов программный принцип никак не распространяется. «У нас 40% бюджетных расходов осуществляются вне программ - трансферт Пенсионному фонду уже достигает 3 трлн руб., еще 4 трлн руб. составляют расходы на оборонный сектор, которые вообще являются секретными»,- уточнил он. При этом господин Климанов привел в пример реформу госзаказа, не ведущую к оптимизации расходов. «Получается, что, хотя заведующий бюджетом Минфин у нас самое квалифицированное ведомство, довольных его работой в стране нет,- подвел итог сессии ее ведущий, первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон.- Но ведь бюджет - всего лишь концентрированное выражение политики государства. Значит, вопросы нужно задавать не только в экономической, но и в политической плоскости».
http://www.kommersant.ru/doc/2968162
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003