Интервью и комментарии
22 января 2016Вестник Кавказа
Минфин РФ отчитался об исполнении бюджета на 2015 год. Комментарии директора института В.В. Климанова
Минфин России подвел предварительные итоги исполнения федерального бюджета в 2015 году.
По данным ведомства, доходы страны составили около 13,655 трлн, что на 3% больше, чем первоначально планировалось. Расходная часть бюджета достигла примерно 15,6 трлн рублей. Это на 1,2% превышает запланированный объем трат, но на 1,6% меньше, чем было намечено уточненной росписи.
Таким образом, зафиксирован дефицит на сумму около 1,946 трлн. Учитывая, что ВВП по итогам года достиг 73,708 трлн, превышение расходами доходов составили 1,9% ВВП.
Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета составило около 2,241 трлн рублей и минус 295,988 млрд рублей соответственно.
Поступления в бюджет от ФНС достигли около 6,88 трлн, а от ФТС - около 4,933 трлн рублей.
По линии Росимущества было получено примерно 283 млрд рублей.
Прочие федеральные органы власти перечислили в бюджет около 1,578 трлн рублей.
Без учета доходов от перечисления части прибыли ЦБ РФ и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, поступления составили около 1,287 трлн, сообщает «Интерфакс».
Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» отметил, что эти данные свидетельствуют о том, что правительство пошло по консервативному пути , придерживаясь этой линии на столько, на сколько это было возможно. «То есть, цифры в итоге оказались более-менее реалистичными, и это хорошо, это значит, что на самом деле даже в условиях непредсказуемого изменения цен на нефть в общем-то прогноз мы делать умеем», - сказал он.
«Что касается недовыполнения расходов, там недополнение небольшое. С одной стороны, могли быть несколько занижены лимиты. С другой стороны, отчета с заключительными оборотами еще нет, поэтому конечные цифры по расходам могут несколько измениться. Поэтому я бы сейчас не делал никаких далеко идущих выводов относительно цифр по расходам. В принципе, бюджет примерно исполнен так, как он в последней редакции должен был быть исполнен. Так что я думаю, что цифры плохие, но они близки к прогнозам, поэтому это единственное, что хорошо», считает эксперт.
Зафиксированный дефицит, по оценке Дерюгина большой. «С другой стороны, понятно, что в 2016 году он будет еще больше, и в 2017 году он будет больше. Что вам еще сказать? Цены на нефть были низкими, поэтому бездефицитного бюджета мы получить не могли. На самом деле никто не ожидал, что цены на нефть так сильно упадут и что это будет надолго. На самом деле, здесь параметры бюджета более-менее хорошие, а параметры бюджета на 2016 год, конечно, нужно усиленно пересматривать, потому что на 2017 год никаких резервов у федерального бюджета не останется. И собственно говоря, все что останется тогда правительству, либо очень резко сокращать расходы, возможно, на 10% или даже на 25%, и не только незащищенных статей, а вообще всех. Я, может быть утрирую на счет 25%, но то, что это будет не 10% - это совершенно точно», - уверен он.
«Есть еще второй вариант, при котором правительство будет увеличивать налоговое бремя, хотя вряд ли это даст возможность сделать бюджет бездефицитным. И третий вариант - это эмиссия. Вещь плохая, но как показал опыт тех же США, они вполне это допускали, когда придерживались политики смягчения путем выкупа ФРС ценных бумаг правительства, и в общем-то, это работало. Поэтому в принципе я не исключаю, что в самом худшем варианте развития событий правительство и ЦБ прибегнут к такой форме наполнения доходов бюджета. Так что 2015 год был еще более - менее ничего, а вот бюджетные проблемы у нас возникнут основные в 2017 году», - добавил эксперт.
Что касается превышения доходной частью запланированного уровня на 3%, то, по словам Александра Дерюгина, это не очень большая цифра. При этом на данный момент пока невозможно сказать, за счет чего оно было достигнуто.
В свою очередь директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов выразил мнение, что «правительству удалось в целом справиться с сокращением расходов и необходимостью сдерживания расходов в этой непростой ситуации». «Нужно понимать, что в течение 2015 года в федеральный бюджет вносились изменения, которые его очень существенно пересмотрели относительно первоначально утвержденного варианта. Напомню, что в апреле 2015 года произошел значительный пересмотр бюджета по доходам, если не ошибаюсь, на 2, 5 трлн рублей, и незначительное сокращение расходов, порядка 300 млрд к первоначально утвержденному. Впоследствии столь неблагоприятный прогноз по снижению доходов, который присутствовал весной, был пересмотрен в большую сторону, и поэтому в окончательном варианте бюджетной росписи федеральный бюджет был несколько более оптимистичным, скажем так, по отношению к тому, как он представлялся весной. И в этой связи говорить о том, что бюджет исполнен в соответствии с установленными параметрами, нужно с пониманием как раз того, что он по доходам оказался, все-таки гораздо ниже того, который предсказывался или прогнозировался, планировался осенью 2014 года, когда он первоначально представлялся правительством на утверждение в форме закона», - сказал он.
«В то же время по расходам бюджет удалось выполнить, с точки зрения не увеличения этих расходов по отношению к первоначально утвержденному, что нужно считать, безусловно, позитивным моментом, хотя по некоторым видам расходов было объективное увеличение, например, в части пересмотра индексаций пенсий, в связи с тем, что уровень инфляции в 2014 году оказался выше планируемого и индексация произошла в большем объеме в 2015. Произошло увеличение на обслуживание государственного долга в связи с изменением курса рубля в большую сторону, и нельзя было сокращать расходы по целому ряду направлений, прежде всего, в публично-нормативном обязательстве, помимо пенсий, различных прямых выплат населению, а также траты на поддержку ряда отраслей, регионов, расходов на национальную оборону, что было обусловлено сложностью и экономической и геополитической ситуации», - добавил эксперт.
«Еще раз повторюсь, что главное, что даже сокращенные расходы удалось не увеличивать, что правительству удалось в условиях резко упавших объемов доходов расходы не нарастить, а даже, скажем так, сузить. Это результат, в том числе пересмотра расходов по многим отраслям. В течение года действовала Комиссия по эффективности бюджетных расходов, которую возглавлял первый вице-премьер Шувалов, и там шаг за шагом пересматривались, соответственно, объемы расходов по отдельным госпрограммам, направленных на развитие разных отраслей», - напомнил экономист.
По его мнению, добиться сокращения расходов позволили решения, носившие точечный характер. «Они касались, безусловно, прежде всего, ряда инвестиционных расходов, расходов на содержание или оказание госуслуг, то есть, на финансирование деятельности госучреждений, их удалось по разным направлениям сократить. Та экономия, которую осуществило правительство, дала, как мне кажется, позитивный результат», - сказал Климанов.
Говоря о дефиците, эксперт отметил, что превышение расходами доходов «в пределах 3% в международной практике считается безопасным уровнем». «По крайней мере, это официально даже утверждено в законодательстве ряда разных стран мира, в том числе в рамках Еврозоны, в рамках Маастрихтского соглашения такой уровень бюджетного дефицита допустим для любой страны- участницы Еврозоны. У нас формально такого критерия для федерального бюджета не существует, но тем не менее, уже сложилось такое общепринятое понимание, что, удерживая дефицит в пределах 3% ВВП, мы можем соответственно вполне справляться с задачами текущего года. Такой дефицит ниже, чем тот, который был в 2009 и даже, наверно, в 2010 году, но он выше, чем почти во всех остальных финансовых годах на протяжении последних даже не 10, а уже 15 лет. Потому что, например, с 2000 по 2008 год федеральный бюджет вообще исполнялся со значительным профицитом, в 2011-2013 годах было достигнуто почти сбалансированное исполнение бюджета, то есть, там и дефицит и профицит был. Соответственно, 2015 год показал, что дефицит достаточно большой, но еще раз скажу, он в целом безопасный», - заверил Владимир Климанов.
http://www.vestikavkaza.ru/material/152286
Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003