RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

2 июня 2015РБК

Минэкономразвития предложило обязать регионы снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес — с последующей компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета

Регионы уже получили право снижать нагрузку по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса. «Есть беспокойство, что это может спровоцировать нежелательную налоговую конкуренцию между регионами и не вполне позитивно скажется на наполняемости их бюджетов», - сказал во вторник министр экономического развития Алексей Улюкаев на парламентских слушаниях по Основным направлениям налоговой политики на 2016-2018 годы. В связи с этим министерство предлагает заменить для регионов право на обязанность, а соответствующие изменения в доходах регионов скомпенсировать с помощью межбюджетных трансфертов.

В пакете налоговых инициатив правительства в рамках программы по поддержке малого бизнеса предусмотрено, что субъекты смогут снижать налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1% от доходов. Муниципалитеты получат право снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5% - в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Есть более безопасный для федерального бюджета способ компенсации, говорит губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Регион, Минэкономразвития и Минфин договариваются о том, что регион привлекает инвестиционный проект на свою территорию и приступил к его реализации, и о том, что регион вкладывает свои средства в создание инфраструктуры для проекта. Он предоставляет инвестору льготы на начальном этапе, чтобы тот мог запускать проект, так как на первом этапе инвестор не может платить большие налоги. Когда федеральный центр почувствует отдачу от этого проекта и станет получать доходы в свой бюджет, тогда регион вправе рассчитывать на то, чтобы часть затрат, которые он понес на предоставление инфраструктурных и налоговых преференций, федеральный бюджет скомпенсировал из тех доходов, которые он получил от проекта.

«А так, как сейчас [предлагается]: преференции дать, а потом компенсацию получить. А вдруг ничего не получится, вдруг проект не состоится - риск федерального бюджета», - рассуждает Артамонов, признавая, что «гораздо более радикальное» предложение Улюкаева выгодно регионам.

В 2014 году поступления в консолидированные бюджеты регионов от «упрощенки» (с объектом налогообложения в виде доходов) и ЕНВД составили порядка 250 млрд руб. Это около 3% совокупных доходов региональных бюджетов, приводит оценку директор группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. Централизованное снижение ставок до 1% по «упрощенке» и до 7,5% по ЕНВД приведет к выпадению из региональных бюджетов доходов на сумму порядка 170 млрд руб. Соответственно, для компенсации регионам потребуется аналогичный трансферт из федерального бюджета. Всего в федеральном бюджете на межбюджетные трансферты заложено 1,43 трлн руб.

«Большая часть возможностей по введению налоговых льгот, которые есть у регионов, уже исчерпаны, и говорить о том, что какой-то регион путем снижения налоговых поступлений в свой бюджет сможет перетянуть значимых инвесторов, не стоит», - сомневается завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

Основым источником доходов для большинства регионов является НДФЛ, а им манипулировать посредством предоставления налоговых льгот и каникул нельзя, рассуждает он. Можно варьировать лишь небольшой объем доходов, поступающий от малого бизнеса. Но последний сильно локализован, и его перемещение - скорее исключение из правил. «Вряд ли так можно вести конкурентную борьбу с другими регионами», - скептичен Климанов.



http://top.rbc.ru/economics/02/06/2015/556db0589a79471024cad881

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений