Статьи в журналах
Изменение бюджетных параметров в условиях турбулентности / Климанов В. В., Михайлова А. А
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, №4, 2023
http://upravlenie.uriu.ranepa.ru/wp-content/uploads/2023/12/62-69.pdf
Снижение доходов бюджетов, пандемия коронавируса, экономические санкции, вводимые недружественными государствами, и иные подобные факторы, оказывающие значительное влияние на бюджет и бюджетную систему, требуют оперативного принятия управленческих решений. Бюджетная политика всех уровней в Российской Федерации в настоящее время реализуется в условиях сильной турбулентности, сталкиваясь с необходимостью отвечать на вызовы новой реальности. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует немало фактов и явлений, отражающих наличие несистемного внешнего воздействия на утверждение и исполнение бюджета, в том числе на федеральном уровне, к которым относятся несбалансированность бюджета, отклонение его исполнения от утвержденного, внесение корректировок в утвержденные объемы доходов и расходов бюджета, асинхронность его исполнения в течение финансового года и др. Используя данные, собранные из федеральных законов о федеральном бюджете с 1999 г., а также данные Казначейства России, мы показываем, что обозначенные выше явления в целом характерны для бюджетной политики Российской Федерации, а элементы ручного управления в кризисные периоды только увеличиваются. При этом у нижестоящих уровней бюджетной системы возможностей ответа на вызовы турбулентного времени меньше, чем у вышестоящих.
Резервные фонды в регионах России: факторы учреждения и оценка эффективности / Тимушев Е.Н., Яговкина В.А.
Финансовый журнал, Т.15, №5, 2023
https://www.finjournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2023/5/statii/04_5_2023_v15.pdf
Цель исследования — определить основные характеристики резервных фондов субъектов Россий- ской Федерации, факторы их учреждения и эффективность с точки зрения проведения регионами контрциклической бюджетной политики. В теории резервные фонды выполняют функции не только источника дополнительных бюджетных средств, но и инструмента антикризисной политики и обе- спечения финансовой устойчивости. На практике же резервные фонды регионов России не вы- полняют обозначенные задачи, а число публикаций по их состоянию и роли в бюджетной системе крайне ограничено. Это обуславливает актуальность данного исследования.
В ходе анализа установлено, что резервный фонд субъекта как публично-правового образования предусмотрен лишь примерно в половине регионов России и во многом их учреждение совпало с восстановительным ростом после кризиса 2009–2010 гг. Теоретическим положениям соответ- ствует и то, что резервный фонд имеют субъекты, экономика которых в большей степени зависит от отрасли добычи полезных ископаемых, с более высокой бюджетной обеспеченностью, менее дотационные и с меньшим уровнем долга. В то же время высокую бюджетную обеспеченность или долговую устойчивость региона вряд ли можно считать факторами создания резервных фондов. Построена модель оценки эффективности резервных фондов регионов России с точки зрения про- ведения регионами контрциклической бюджетной политики. Сделан вывод, что резервные фонды регионов в текущем виде неэффективны в сглаживании региональных расходов и сохранении об- щей бюджетной устойчивости. Тем не менее в изучаемой теме остается еще много вопросов, вклю- чая применение альтернативных спецификаций модели оценки эффективности резервных фондов и техники оценки. По итогам работы сформулированы направления дальнейших исследований.
Бюджетная политика Москвы: возможности ответа на вызовы новой реальности/ Климанов В. В., Михайлова А. А., Егоршева З. И.
Финансовый журнал, Т.15, №5, 2023
https://www.finjournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2023/5/statii/05_5_2023_v15.pdf
В настоящее время в стране возник запрос на рост качества бюджетной политики как важнейшего элемента государственной политики, и Москва, несомненно, является передовым регионом для его реализации. Цель исследования — определить, обладает ли бюджетная политика Москвы возможностями через инструмент государственных программ отвечать на вызовы новой реальности. В статье рассматривается ретроспектива исполнения бюджета Москвы по расходам, где особое внимание уделяется программной структуре расходов. С помощью статистических и аналитических методов исследуется динамика распределения бюджетных ассигнований в рамках государственных программ Москвы, рассматриваются утвержденные и исполненные бюджеты и процент отклонения исполненных объемов расходов от первоначально утвержденных в разрезе подпрограмм. Сделан вывод, что бюджет Москвы является достаточно адаптивным. Динамика расходов свидетельствует о том, что распределение бюджетных ассигнований корректировалось в связи с необходимостью мегаполиса отвечать на различные вызовы, к которым ранее относилась необходимость борьбы с пандемией COVID-19, а сейчас таковыми являются напряженная внешнеполитическая обстановка и санкции со стороны недружественных государств.
Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов // Актуальные проблемы российского права / Яговкина В.А.
Актуальные проблемы российского права, 18 (8), 2023
https://aprp.msal.ru/jour/article/view/3945
В статье проанализированы причины и условия субсидиарной ответственности учредителей по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов. Сделан вывод о необходимости учета цели принятия бюджетом таких обязательств и инструментов, повлекших их возникновение, а также типа государственного или муниципального учреждения. Отмечается, что взыскание долгов бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетов может происходить только в случае публичного характера договоров, из которых вытекают обязательства, что, в свою очередь, накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Прежде чем обращаться с требованием о взыскании долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника. Автором также проводится краткий анализ подходов законодателя и судов к взысканию с публично-правовых образований за счет бюджетных средств долгов унитарных предприятий. На основе этого анализа делается вывод, что подходы к ответственности по долгам унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений различаются, но в целом прослеживается некоторое сходство, что вызвано, вероятнее всего, общим для их финансов децентрализованным характером.
Федеральные трансферты: фактор роста долга регионов? / Тимушев Е.Н., Михайлова А.А.
Вопросы экономики, №5, 2023
https://www.vopreco.ru/jour/article/view/4155
Исследуется влияние замещения собственных доходов субъектов РФ федеральными межбюджетными трансфертами на размер государственного долга с помощью концепции вертикальной фискальной несбалансированности (vertical fiscal imbalance, VFI). Вертикальная несбалансированность представляет собой превышение расходных полномочий над доходными на нижних уровнях бюджетной системы. Образующийся недостаток собственных доходов для исполнения расходов означает несбалансированность параметров бюджета и создает риски наращивания долга и снижения долговой устойчивости. Вертикальная несбалансированность рассматривается в целом и в разрезе основных компонентов — дефицита бюджета субъекта РФ и вертикального баланса межбюджетных трансфертов по их видам. Поступления по нормативам отчислений в местные бюджеты от налоговых доходов бюджетов субъектов РФ считаются видом региональных межбюджетных трансфертов. Количественный анализ осуществляется методом панельной регрессии с фиксированными эффектами регионов и периодом наблюдения по данным за 2011—2020 гг. Установлено, что вертикальная несбалансированность в целом не оказывает значимого воздействия на размер долга, а федеральные межбюджетные трансферты компенсируют дефицит бюджета и тем самым благоприятно влияют на долговую устойчивость. Они не сдерживают увеличение налоговой базы или рост эффективности расходов, как диктует теория. Малый риск реализации негативных последствий связан с низким объемом полномочий регионов при формировании доходов и высокими первоочередными обязательствами в сфере расходов.
Проблемы формирования резервных фондов муниципальных образований/ Яговкина В.А.
Финансовое право, №5, 2023
https://lawinfo.ru/articles/2904/problemy-formirovaniya-rezervnyx-fondov-municipalnyx-obrazovanii
В статье проанализированы некоторые проблемы, препятствующие активному использованию института резервных фондов местных бюджетов, в первую очередь резервных фондов самих муниципальных образований.
Показатель вертикальной несбалансированности как инструмент анализа долговой устойчивости регионов России / Тимушев Е.Н., Михайлова А.А.
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, №1, 2023
http://upravlenie.uriu.ranepa.ru/wp-content/uploads/2023/03/157-166.pdf
В статье рассматривается применимость показателя вертикальной фискальной несбалансированности и его компонентов при анализе долговой устойчивости регионов России. Концепция вертикальной несбалансированности Международного валютного фонда модифицируется с учетом разных видов межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации. В качестве критерия группировки регионов используются данные о кредитных рейтингах от Аналитического кредитного рейтингового агентства «АКРА», осуществляется регрессионный анализ кредитного рейтинга. Установлено, что вертикальная несбалансированность может считаться одним из перспективных инструментов при анализе долговой устойчивости регионов. Найдена обратная взаимосвязь вертикальной несбалансированности и долговой устойчивости, оцениваемой через значение кредитного рейтинга. Выявлено, что увеличение дефицита и федеральных межбюджетных трансфертов в 2020 г. привело к росту вертикальной несбалансированности субъектов Российской Федерации. В регионах с большей долговой устойчивостью вертикальная несбалансированность увеличилась преимущественно за счет роста дефицита бюджета, в регионах с меньшей долговой устойчивостью – за сч
Корректировка полномочий регионов России в рамках новых конституционных требований / В.В. Климанов, А.А. Михайлова
Финансы, №1, 2023
http://www.finance-journal.ru/index.php?part=finance&num=202301
С 01.01.2023 вступает в силу новый Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который среди прочего существенно пересматривает и корректирует полномочия, закрепленные за региональным уровнем. Между тем, сохраняются прежние и появляются новые риски недостатка финансовых ресурсов для реализации полномочий региональных органов государственной власти, что в условиях новой реальности является критически важным фактором их финансовой устойчивости.
Архив: 20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002