Статьи в журналах
Опыт зарубежных стран в закреплении расходных полномочий между уровнями государственного управления
Проблемы теории и практики управления, №12, 2017
http://www.uptp.ru/articles/mezhdunarodnyy-opyt/2515/
Изучен опыт зарубежных стран в закреплении расходных полномочий между уровнями государственного управления среди 20 стран на основе статистики государственных финансов Международного валютного фонда. Проведена инвентаризация основных расходных полномочий изученных стран, проанализированы объемы расходов разных уровней власти по функциональным направлениям. По итогам обзора сформулированы основные выводы по системе разграничения расходных полномочий как механизма проведения гибкой экономической политики.
Проблемы регулирования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях
Финансовое право, №12, 2017
http://lawinfo.ru/catalog/contents-2017/finansovoe--pravo/12/
Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России
Региональные исследования, №3, 2017
В практике региональной политики в России и зарубежных странах выделяется два типа государственного воздействия на пространственное развитие территории: выравнивающее и базирующееся на идее формирования точек или полюсов роста. Последние являются более эффективным механизмом в условиях новой нормальности (новой реальности) и высокой турбулентности макро-экономической среды. В статье представлен анализ отражения региональных точек роста в стратегиях социально-экономического развития макрорегионов и субъектов Российской Федерации. Выявлены различные случаи понимания точек роста в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, а именно: в качестве районирования или зонирования территории, как отдельные территории опережающего (интенсивного) экономического развития, при определении агломераций, территориальных кластеров, отдельных направлений или отраслей, а иногда и сразу несколько таких механизмов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что формирование территориальных точек роста происходит в соответствии с разными принципами и слабо связано с уровнем социально-экономического развития региона.
Формы участия государственных учреждений в государственных программах Российской Федерации и приоритетных проектах (программах)
Финансовое право, №11, 2017
http://lawinfo.ru/catalog/contents-2017/finansovoe--pravo/11/
Статья посвящена анализу возможности участия государственных учреждений в осуществлении государственных программ и приоритетных проектов и выявленных форм такого участия как в организационном аспекте, так и в виде получения бюджетного финансирования.
Промежуточные итоги стратегического планирования в регионах России
Экономическая политика, №5, 2017
http://ecpolicy.ru/archiv/2017/5#title
Целью исследования является определение итогов развития системы стратегического планирования на региональном уровне, которое является неотъемлемой частью государственного управления. Задачи исследования включают анализ специализированной нормативной правовой базы в сфере регионального стратегирования, обзор динамики разработки документов, анализ количественных показателей и качественного содержания документов, оценку тенденций развития системы стратегического планирования. Обеспечение взаимосвязи прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования является важнейшим условием повышения эффективности всей системы регионального стратегирования. В исследовании сделан акцент на соблюдении принципов, а также обеспечении взаимосвязи разработанных документов системы стратегического планирования регионального уровня. Исходными данными для исследования являлись нормативные правовые акты, в том числе с использованием базы данных «Консультант Плюс Регион», и официальные интернет-страницы органов исполнительной и законодательной власти. Данные о стратегиях и государственных программах представлены по состоянию на конец 2016 года. Проведена оценка степени нормативного и методического обеспечения планирования, проанализированы фактически действующие требования к содержанию стратегий и государственных программ, подходы к организации их разработки. Исследование показало, что большинство принципов стратегического планирования, заложенных в федеральном законодательстве, соблюдаются не в полной мере. Это касается принципа единства и целостности, который должен применяться, в частности, к методологии организации и функционирования системы стратегического планирования. Для регионального уровня значительной проблемой является также несоблюдение принципа сбалансированности системы стратегического планирования, который означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.
Межбюджетные отношения: из прошлого в будущее
Проблемы теории и практики управления, №11, 2017
http://www.uptp.ru/articles/gosudarstvennoe-upravlenie/2491/
Показана эволюция регулирования межбюджетных отношений за период 2006–2015 гг. Проведен анализ видов трансфертов, изучен потенциал перераспределения между уровнями власти полномочий регионов. На основе анализа российской практики предоставления межбюджетных трансфертов, инвентаризации безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации сформулированы рекомендации по оптимизации видов межбюджетных трансфертов.
Формирование системы показателей для повышения открытости данных в социальной сфере (на примере государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.»)
Государственный аудит. Право. Экономика, №3-4, 2017
Статья посвящена механизмам и форматам предоставления открытых данных, которые использует Министерство образования и науки Российской Федерации с целью повышения информационной открытости.
Городская система России: тенденции и особенности развития
Государственный аудит. Право. Экономика, №3-4, 2017
В работе представлен анализ изменений в городской системе России в постсоветский период. Особенностями страны являются большие межрегиональные различия в уровне урбанизации и в структуре городов, а также значительное число моногородов. Результаты анализа не выявили быстрых и кардинальных изменений в размере и структуре городской системы.
Структурно-содержательный анализ документов стратегического планирования в рамках целеполагания столичных городов регионов России
Государственный аудит. Право. Экономика, №3-4, 2017
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение состояния документов стратегического планирования в рамках целеполагания на муниципальном уровне. Анализ базируется на обзоре стратегий социально-экономического развития административных центров регионов России. Основными рассматриваемыми вопросами стали аспекты утверждения стратегии, ее наименование и горизонт действия, сведения о цели, миссии, основных приоритетах развития, а также о структуре документа в соответствующих городах. Сформулированы выводы относительно общих подходов к разработке стратегий социально-экономического развития среди региональных центров.
Региональное стратегирование и программирование: итоги 2016 года
Бюджет, №6, 2017
http://bujet.ru/article/322250.php
Принятый три года назад Закон № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стал важной вехой в системе государственного управления нашей страны. В 2016 году процесс актуализации и корректировки документов стратегического планирования с учетом новых требований нормативно-правового и институционального характера продолжился. Анализу состояния дел с региональными стратегиями и госпрограммами в прошлом году посвящен новый ежегодный доклад Института реформирования общественных финансов.
Межбюджетные трансферты как механизм стимулирования роста экономики регионов
Финансовый журнал, №3, 2017
http://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2017/3/articles/fm_2017_3_04.pdf
В статье анализируются возможности для финансового стимулирования регионального развития в Российской Федерации. На базе проведенного эконометрического исследования сделаны вы- воды о существовании b-конвергенции применительно к российским регионам и о том, каким образом финансовая помощь может влиять на экономический рост. Показано, что межбюджет- ные трансферты положительно влияют на региональный рост, а субсидии обладают максимальным стимулирующим эффектом по отношению к другим видам трансфертов.
Межсекторное взаимодействие как механизм создания социальных инноваций
Проблемы теории и практики управления, №3, 2017
http://www.uptp.ru/articles/upravlenie-sotsialnym-razvitiem/2274/
Раскрывается роль межсекторного взаимодействия как эффективного способа решения социальных задач, стоящих перед обществом. Рассмотрены три модели использования межсекторных взаимодействий в качестве механизма создания социальных инноваций. Подробно проанализированы особенности российской модели.
Оценка мировых практик показывает зависимость развития межсекторного партнёрства и процесса разработки социальных инноваций от ряда факторов, определяющих жизнедеятельность государства.
Российскую модель межсекторального взаимодействия можно охарактеризовать как смешанную, так как она сочетает в себе наличие трёх секторов, каждый из которых обладает определённой автономией и самостоятельностью, с главенствующей ролью сильного государства.
Наибольший синергетический эффект при решении социальных задач достигается при одновременном взаимодействии всех трёх секторов.
Приоритеты развития государства в документах стратегического планирования стран Европы и России
Проблемы теории и практики управления, №3, 2017
http://www.uptp.ru/articles/gosudarstvennoe-upravlenie/2269/
Проведен сравнительный анализ текстов важнейших документов стратегического планирования национального уровня стран Европы и Российской Федерации. Выявлены различные подходы и конкурирующие принципы определения приоритетов, предложен вариант структурирования приоритетов для Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Представлено сравнение подходов к разработке приоритетов социально-экономического развития ЕС, отдельных стран Европы и Российской Федерации в документах стратегического планирования.
Выявлены два принципа определения приоритетов развития в документах стратегического планирования: 1) «интегральный», выражающийся в кратких формулировках, справедливых для всех секторов и отраслей экономики, которые далее трансформируются в цели и задачи государственной политики, и 2) «секторальный», выражающийся в формулировании приоритетов в соответствии с укрупненной секторально-отраслевой структурой экономики страны и структурой органов государственного управления.
Предложен вариант структурирования приоритетов для разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации
Регион: экономика и социология, № 1, 2017
http://ecsocman.hse.ru/region/
В статье анализируется территориальный подход в государствен- ном управлении на федеральном уровне. Обобщена деятельность феде- ральных органов государственной власти с целью выбора оптимальной системы их взаимодействия. На основе российского опыта и лучших за- рубежных практик построены функциональные схемы взаимодействия органов исполнительной власти территорий. Подтверждено, что мето- дологические основы синхронизации отраслевого и территориального подходов в государственном управлении в Российской Федерации не сфор- мированы, в том числе ввиду отсутствия приоритетов в применении ме- ханизмов отраслевого и территориального сценариев развития. Авторы считают целесообразным создание на федеральном уровне специализиро- ванных органов, действующих исключительно в рамках территориально- го подхода. В связи с этим с целью достижения большей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима корректировка сложившегося функционала их деятельности в соответ- ствии с предложенной оптимальной схемой взаимодействия.
Местное самоуправление в условиях кризиса: бюджетный аспект
Муниципальное имущество: экономика, право, управление, №1, 2017
http://www.lawinfo.ru/catalog/contents/municipalnoe-imushestvo-ekonomika-pravo-upravlenie/1/
В статье описывается состояние местных бюджетов в последние годы, а также избранные муниципалитетами стратегии выживания в условиях кризиса в экономике.
Вариативность в документах стратегического планирования в стране
Менеджмент и бизнес-администрирование, №1, 2017
http://www.mba-journal.ru/archive/2017/1/
Статья посвящена исследованию использования сценарного подхода в документах стратегического планирования в Российской Федерации. Документы стратегического планирования, зафиксированные в Федеральном законе № 72-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», многообразны, а инструменты, используемые в их разработке, не формируют единую систему. Использование сценарного подхода в Российской Федерации не распространяется на процесс стратегирования в общем, а присутствует в отдельных категориях документов стратегического планирования. В этой связи было выявлено, что процесс стратегирования в Российской Федерации несет частично вариативный характер, обуславливаясь разного рода причинами. В статье представлен анализ применения сценарных подходов на практике. Исследование базируется на изучении документов стратегического планирования и нормативно-правовых актов в сфере их разработки.
Разработка стратегий социально-экономического развития: компаративный анализ институциональной деятельности регионов России в 2015–2016 годах
Региональная экономика. Юг России. №1, 2017
Система регионального стратегического планирования в России трансформируется с учетом новаций, связанных с внедрением принципов теории нового государственного управления, уже более пяти лет. В числе прочих модернизацию претерпела и нормативно-правовая база - в 2014 г. появился новый федеральный закон о стратегическом планировании, закрепивший новые законодательные условия в системе разработки стратегических документов.
Исследование, результаты которого представлены в статье, направлено на изучение состояния системы стратегического планирования, в частности, подходов к разработке стратегических документов, и посвящено анализу нормативно-правовых рамок осуществления стратегирования на региональном уровне, а также содержательным аспектам стратегий социально-экономического развития регионов. Анализ базируется на обзоре нормативно-правовых актов в сфере стратегического планирования регионального уровня: законов о стратегическом планировании и стратегий социально-экономического развития. Основными оцениваемыми аспектами явились как характеристики законодательства, так и стратегий, причем как формальные характеристики, так и анализ отдельных разделов. В частности, рассмотрен аспект, касающийся выбора стратегической альтернативы развития региона (сценария развития). Основными методами анализа стали контент-анализ, индуктивный и дедуктивный метод. Основные характеристики представлены на конец 2016 г.
Финансирование науки в России: проблемы и перспективы
Финансы, №1, 2017
http://www.finance-journal.ru/index.php?part=finance&num=201701
В статье рассматриваются вопросы финансирования фундаментальных исследований, а также внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации. Делаются выводы об основных проблемах и перспективах финансирования развития науки.
Межбюджетные отношения в среднесрочной перспективе: экспертный взгляд
Бюджет, №1, 2017
http://bujet.ru/article/315362.php
Дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти связаны с выбором из немалого числа альтернатив. Между тем затяжка в решении этих вопросов может поставить под угрозу перспективы экономического роста и повышения благосостояния населения...
Архив: 20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002