Развитие науки и технологий» (ГПРНТ) как инструмента формирования фундаментальных знаний
Научные результаты, полученные в
ходе работ по формированию предложений по доработке государственной программы
Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (ГПРНТ) как инструмента
формирования фундаментальных знаний
В рамках анализа вновь принимаемых документов стратегического характера в части развития науки и техники на предмет их соответствия ГПРНТ было произведено аналитическое сравнение следующих стратегических документов: Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года; Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на 2013–2020 годы; Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы; Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года; ГПРНТ. На основании проведенного анализа были подготовлены экспертные заключения вышеупомянутых стратегических документов.
Анализ соответствия ГПРНТ документам стратегического характера проведен по следующим основным направлениям: оценка соответствия целей ГПРНТ и ее подпрограмм приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации; анализ задач, решаемых в рамках ГПРНТ и ее подпрограмм, оценка их необходимости и достаточности для достижения соответствующих целей госпрограммы; оценка обоснованности состава и значений целевых показателей (индикаторов) ГПРНТ и ее подпрограмм, а также мероприятий для их достижения; оценка соответствия значений целевых показателей (индикаторов) ГПРНТ и ее подпрограмм значениям, установленным документами стратегического характера; анализ реализации мероприятий госпрограммы и подпрограмм за 2013 год; анализ структуры и объемов финансовых ресурсов госпрограммы и подпрограмм и их увязки с установленными целевы целевыми показателями; анализ рисков реализации госпрограммы и принятия мер по управлению реализацией госпрограммы. В рамках каждого направления выявлены и описаны несоответствия.
Проведен анализ влияния деятельности МИПов при вузах на научно-технический потенциал регионов, а также анализ нормативного правового регулирования деятельности МИПов при ВУЗах и анализ российского и зарубежного опыта по созданию и развитию МИПов. Проведена оценка доступности профессиональных услуг, необходимых для успешного запуска и последующего функционирования МИПов, а также анализ основных типовых ошибок при создании и развитии МИПов.
Разработаны предложения по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности МИПов при ВУЗах, в том числе на основе анализа взаимодействия МИПов с Фондом содействия развитию малых форм предприятий и другими институтами развития.
Рассмотрение возможных способов оценки деятельности МИПов приводит к выделению различных уровней их эффективности. Это эффективность на уровне индивидуального МИПа, эффективность МИПов в масштабах Российской Федерации, эффективность МИПов вне России в качестве источника экспорта. Для каждого уровня предполагается собственная шкала оценок. Но, кроме того, выделение различных уровней эффективности позволяет по-новому посмотреть на оценку МИПов в качестве компонентов развивающейся инновационной экономики.
В ходе анализа эффективности реализации ГПРНТ были проведены сравнения оценки эффективности реализации ГПРНТ, рассчитанной по методике, утвержденной в составе госпрограммы, и рассчитанной Минэкономразвития России, а также выявлены методологические проблемы оценки эффективности реализации государственных программ в целом.
В рамках подготовки предложений по разработке механизма проектного управления выполнены исследования, в том числе по следующим направлениям: организация и опыт управления проектами и программами, включая управление проектами и программами, анализ подходов к управлению проектами и программами, требования к организации управления проектами и программами; анализ существующей практики управления проектами и программами в рамках ГПРНТ, включая анализ подходов к управлению проектами и программами, используемых Министерством образования и науки Российской Федерации, оценка существующего механизма управления ГПРНТ; взаимодействие механизмов управления проектами и целевыми программами в рамках государственной программы и их увязка с механизмом управления государственной программой в целом.
В отчете показано, что публичные планово-стратегические документы Министерства образования и науки Российской Федерации в области развития науки и технологий нуждаются в корректировке и приведении в соответствие с ГПРНТ.
Сформированы предложения по корректировке государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы в связи с институциональными изменениями в отрасли с приложением проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации и локального акта.
Подготовленные в рамках выполнения работ материалы были использованы Министерством образования и науки Российской Федерации в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в 2014 году, а также при оценке ее реализации в 2013 году.