2 Этап
Научные результаты, полученные в ходе второго этапа работ по анализу государственных программ и федеральных целевых программ, предусматривающих проведение научных исследований и разработок с целью оценки их соответствия актуальному долгосрочному научно-технологическому прогнозу и формирования предложений по их корректировке
В рамках исследования был проведен детальный анализ нормативных правовых актов, а именно федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых в 2012-2014 годы, на предмет регулирования вопросов научно-технической политики государства. При изучении документов выявлялось, в какой мере они затрагивают вопросы развития науки и технологий: регламентируют создание среды для научно-технического развития или определяют развитие отдельных приоритетных направлений. Всего был проанализирован 6 641 нормативный правовой акт.
Проведенный анализ нормативных правовых актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по реализации научно-технической политики показал, что ежегодно принимается около 2% нормативных правовых актов, имеющих отношение к проведению исследований и разработок. При этом в большей степени сфера регулируется указами Президента Российской Федерации (около 3% всех указов ежегодно, при этом их доля постоянно снижается), а в наименьшей степени - постановлениями Правительства Российской Федерации (около 1% всех постановлений ежегодно, при этом необходимо отметить резкий, до 2,3% рост в 2013 г.). Данный факт свидетельствует о необходимости принятия нестандартных основополагающих решений в отрасли в 2012-2013 годах, и, по экспертным оценкам, связан с подготовкой последовавшей реорганизации государственных академий наук и реформами в отрасли.
Результаты анализа подтверждают этот вывод и свидетельствуют, что регулирование вопросов развития науки и технологий в 2012-2014 гг. постепенно переходило от стратегических задач (доля указов в 2012 г. - 23%) к их организационно-управленческим (доля постановлений в 2013 г. - 49%) и административно-техническим (доля распоряжений в 2014 г. - 30,8%) решениям. При этом рост доли федеральных законов до 23,1% в 2014 г. свидетельствует о закреплении принятых решений в нормативной базе. Необходимо отметить, что результаты анализа свидетельствуют также о том, что ежегодно принимается 40-50 документов, большая часть которых является основанием для возникновения расходных обязательств области государственной научной политики. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2001 - 2011 гг. составляли в среднем 1,15% ВВП, максимальное значение наблюдалось в 2003 году (1,29%), минимальное - в 2008 году (1,04 процента). В 2012 и 2013 годах уровень расходов оценивается на уровне 1,1-1,12% ВВП. С учетом запланированных на 2015 - 2017 гг. ассигнований федерального бюджета на исследования и разработки уровень затрат будет снижаться и к 2017 году не превысит 0,99 процента, что не позволит обеспечить достижение значений показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
В ходе исследования была проведена оценки возможностей и ограничений включения положений о проведении научных исследований и разработок в состав государственных программ Российской Федерации и федеральные целевые программы, определенных Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации; Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация; Бюджетным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом; Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Возможности и ограничения включения положений о проведении научных исследований и разработок в состав государственных программ Российской Федерации и федеральные целевые программы в действующей нормативной базе в целом сбалансированы. Законодательство предоставляет достаточно широкие возможности включения положений о проведении научных исследований и разработок в состав государственных программ Российской Федерации и федеральные целевые программы и, практически, не устанавливает ограничений, связанных со статусом «научные исследования и разработки».
В 2010 - 2013 годах на федеральном уровне были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах и начали применяться на практике основные методологические подходы к формированию государственных программ Российской Федерации. С 2014 года бюджетная система Российской Федерации перешла на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. В отчете на основе теоретических подходов и практических методов расчета затрат показано, что формирование подходов к определению предельных объемов бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, в том числе в составе федеральных целевых программ, может осуществляться только с учетом предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации. В этой связи описаны основные подходы к определению предельных объемов расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2013-2020 годах, в 2014-2020 годах и бюджетном цикле 2015-2017 годах.
Полученные научные результаты полностью удовлетворяют Требованиям к работам и их результатам. Подготовленные в ходе выполнения работ материалы были использованы Министерством образования и науки Российской Федерации в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в 2015 году.