Главная > Августовские чтения
Августовские чтения
Архив: 202420232022202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004
Архив: 202420232022202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004
3 августа 2007г. Москва
Четвертые Августовские чтения по общественным финансам в России
Темой для дискуссии на экспертной площадке традиционных Августовских чтений по общественным финансам в России, организованных ИРОФ, стало соотношение действий региональных администраций по подготовке концепций и планов долгосрочного и среднесрочного развития территорий, и мероприятий, направленных на повышение эффективности управления региональными финансами.
Свободный формат дебатов позволил рассмотреть эти проблемы на самых разных уровнях, так как высказывались не только представители всей вертикали власти, но и эксперты, и ученые, разрабатывающие методологию процессов. Отправной точкой дискуссии стали существенные изменения на федеральном уровне, произошедшие за этот год. Принятые поправки в Бюджетный кодекс, переход к среднесрочному финансовому планированию, внедрение программно-целевых принципов финансирования и системы бюджетирования, ориентированной на результат, задали направление обмену мнениями.
Дискутировать было о чем: например, Директор ИРОФ В.В. Климанов, говоря об изменении стратегий развития, отметил следующую тревожную тенденцию: на данный момент Министерство регионального развития Российской Федерации заслушало более 60 стратегий или концепций стратегий, или долгосрочных программ социально-экономического развития регионов. В каждом из документов непременно присутствуют такие слова, как «стратегия социально-экономического развития», «миссия» и «цели». По форме и по содержанию они, безусловно, кардинально отличаются друг от друга. Однако, при более внимательном рассмотрении и детальном анализе, оказывается, что независимо от того, носят ли они осторожный характер, ориентируются ли на поддержку со стороны государственного сектора, или же являются совокупностью разного рода стратегий корпораций, которые действуют в регионах, практически все стратегии грешат одним и тем же - отсутствием финансового анализа. Вопрос о том, нужно ли просчитывать в такого рода документах финансовые условия реализации заявленных целей и задач, становится особенно актуальным в связи с появлением 825 -го указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», где обозначены показатели, по которым будет оцениваться деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На данный момент готовая формула, позволяющая объективно оценить степень этой эффективности, отсутствует, но работа в этом направлении ведется. Н.С. Попова из Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Департамент территориального развития) рассказала о подготовке методологических рекомендаций по заполнению и обсчету показателей, предлагающихся в президентском указе. В рамках его реализации Правительство Российской Федерации предлагает представить методику распределения средств, которая, скорее всего, будет основана на грандах, которые будут вручать субъектам федерации за достижение определенных показателей. При разработке этой методики используется опыт реформ региональных финансов, во всяком случае, методологические основы, которые там присутствуют. Оказалось, что А.Н. Широкову, возглавляющему отдел муниципальной экономики в Министерстве экономики России, близка идея о том, что четкие стратегические ориентиры крайне необходимы для того, чтобы эффективно планировать, прогнозировать и бюджетировать.
Само понятие «результативность» двояко: результативность - это конечный результат, результативность - это и эффективность достижения этого результата, то есть как затраченные ресурсы. В связи с этим появляется вопрос о том, как совмещать результат и эффективность, под которой понимаются затраченные на достижение этого результата ресурсы. Еще одной темой для дискуссии стала корреляция целей и задач федерального, регионального уровня. Муниципальная власть, решая общенациональные задачи, фактически не обладает правовыми полномочиями и необходимыми инструментами для их исполнения. Опытом реализации мероприятий по повышения качества управления региональными финансами, в частности программ реформирования региональных и муниципальных финансов поделились представители органов государственной власти Удмуртской Республики (О.И. Тимофеева), Волгоградской области (Д.Ю. Завьялов), Брянской области (А.А. Бабась), Самарской области (Д.А. Яковенко), а также города Калуги (И.А. Евдокимова). В свою очередь, Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации, А.В. Юрин, обратил внимание присутствующих на необходимости сосредоточения усилий по обобщению опыта работы субъектов.
Предоставляемые Министерству регионального развития Российской Федерации программы реформирования пока достаточно формальны, так что нужно решать основную задачу по повышению качества бюджетных услуг и удовлетворения потребностей населения в них. Особо была отмечена необходимость согласования всех уровней стратегических документов, как по вертикали, так и по горизонтали. Я.Н. Дранев сделал акцент на том, что ситуация в последнее время резко изменилась. Если раньше регионы, как субъекты Российской Федерации, были предоставлены относительно сами себе, то сейчас ситуация совершенно другая.
В ходе обсуждения выступило около тридцати участников чтений. Несмотря на все разнообразие озвученных позиций, в ходе дискуссий выявилась тема, объединившая всех выступающих. В адрес ИРОФ, только что отметившего свое пятилетие, прозвучали поздравления и теплые пожелания роста и развития, были отмечены прежние заслуги. Например, Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации - А.М. Лавров напомнил присутствующим о том, что именно на Августовских чтениях два года назад начали обсуждаться поправки в Бюджетный кодекс в части регулирования бюджетного процесса, принятые в апреле текущего года.
Пять лет Институту реформирования общественных финансов
ИРОФ: Четвертые Августовские чтения по общественным финансам в России
Посмотреть фотоотчет
Свободный формат дебатов позволил рассмотреть эти проблемы на самых разных уровнях, так как высказывались не только представители всей вертикали власти, но и эксперты, и ученые, разрабатывающие методологию процессов. Отправной точкой дискуссии стали существенные изменения на федеральном уровне, произошедшие за этот год. Принятые поправки в Бюджетный кодекс, переход к среднесрочному финансовому планированию, внедрение программно-целевых принципов финансирования и системы бюджетирования, ориентированной на результат, задали направление обмену мнениями.
Дискутировать было о чем: например, Директор ИРОФ В.В. Климанов, говоря об изменении стратегий развития, отметил следующую тревожную тенденцию: на данный момент Министерство регионального развития Российской Федерации заслушало более 60 стратегий или концепций стратегий, или долгосрочных программ социально-экономического развития регионов. В каждом из документов непременно присутствуют такие слова, как «стратегия социально-экономического развития», «миссия» и «цели». По форме и по содержанию они, безусловно, кардинально отличаются друг от друга. Однако, при более внимательном рассмотрении и детальном анализе, оказывается, что независимо от того, носят ли они осторожный характер, ориентируются ли на поддержку со стороны государственного сектора, или же являются совокупностью разного рода стратегий корпораций, которые действуют в регионах, практически все стратегии грешат одним и тем же - отсутствием финансового анализа. Вопрос о том, нужно ли просчитывать в такого рода документах финансовые условия реализации заявленных целей и задач, становится особенно актуальным в связи с появлением 825 -го указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», где обозначены показатели, по которым будет оцениваться деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На данный момент готовая формула, позволяющая объективно оценить степень этой эффективности, отсутствует, но работа в этом направлении ведется. Н.С. Попова из Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Департамент территориального развития) рассказала о подготовке методологических рекомендаций по заполнению и обсчету показателей, предлагающихся в президентском указе. В рамках его реализации Правительство Российской Федерации предлагает представить методику распределения средств, которая, скорее всего, будет основана на грандах, которые будут вручать субъектам федерации за достижение определенных показателей. При разработке этой методики используется опыт реформ региональных финансов, во всяком случае, методологические основы, которые там присутствуют. Оказалось, что А.Н. Широкову, возглавляющему отдел муниципальной экономики в Министерстве экономики России, близка идея о том, что четкие стратегические ориентиры крайне необходимы для того, чтобы эффективно планировать, прогнозировать и бюджетировать.
Само понятие «результативность» двояко: результативность - это конечный результат, результативность - это и эффективность достижения этого результата, то есть как затраченные ресурсы. В связи с этим появляется вопрос о том, как совмещать результат и эффективность, под которой понимаются затраченные на достижение этого результата ресурсы. Еще одной темой для дискуссии стала корреляция целей и задач федерального, регионального уровня. Муниципальная власть, решая общенациональные задачи, фактически не обладает правовыми полномочиями и необходимыми инструментами для их исполнения. Опытом реализации мероприятий по повышения качества управления региональными финансами, в частности программ реформирования региональных и муниципальных финансов поделились представители органов государственной власти Удмуртской Республики (О.И. Тимофеева), Волгоградской области (Д.Ю. Завьялов), Брянской области (А.А. Бабась), Самарской области (Д.А. Яковенко), а также города Калуги (И.А. Евдокимова). В свою очередь, Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации, А.В. Юрин, обратил внимание присутствующих на необходимости сосредоточения усилий по обобщению опыта работы субъектов.
Предоставляемые Министерству регионального развития Российской Федерации программы реформирования пока достаточно формальны, так что нужно решать основную задачу по повышению качества бюджетных услуг и удовлетворения потребностей населения в них. Особо была отмечена необходимость согласования всех уровней стратегических документов, как по вертикали, так и по горизонтали. Я.Н. Дранев сделал акцент на том, что ситуация в последнее время резко изменилась. Если раньше регионы, как субъекты Российской Федерации, были предоставлены относительно сами себе, то сейчас ситуация совершенно другая.
В ходе обсуждения выступило около тридцати участников чтений. Несмотря на все разнообразие озвученных позиций, в ходе дискуссий выявилась тема, объединившая всех выступающих. В адрес ИРОФ, только что отметившего свое пятилетие, прозвучали поздравления и теплые пожелания роста и развития, были отмечены прежние заслуги. Например, Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации - А.М. Лавров напомнил присутствующим о том, что именно на Августовских чтениях два года назад начали обсуждаться поправки в Бюджетный кодекс в части регулирования бюджетного процесса, принятые в апреле текущего года.
Пять лет Институту реформирования общественных финансов
ИРОФ: Четвертые Августовские чтения по общественным финансам в России
Архив: 202420232022202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004