RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

27 декабря 2019Экономика сегодня

Новые ледоколы позволят России доминировать в Арктике

Развитие «Северного морского пути» является одним из приоритетов государственной политики РФ, но пока здесь не надо ждать большой отдачи – считает заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов.

Россия продолжает развивать Северный морской путь

Заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов сообщил, что Балтийский завод построит до 2026 года пять атомных ледоколов для работы на Северном морском пути. Борисов отметил, что Россия является единственной страной в мире, которая обладает ледокольным атомным флотом, работающим в Арктике, причем новые суда будут располагать силовой установкой мощностью в 60 мегаватт.

Кроме того, в 2020 году на дальневосточном корабельном заводе «Звезда» будут заложены другие новые ледоколы проекта «Лидер», что также увеличит возможности России на арктическом направлении и в практическом освоении Северного морского пути.

Россия на протяжении долгих лет позиционирует Северный морской путь в качестве кратчайшего пути по доставке грузов из Дальнего Востока в Северную Европу и предлагает его в качестве альтернативы классического торгового маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. В то же время, пока коммерческий фрахт по этому направлению ничтожен и ограничивается десятком судов в год.

Основной преградой является природа, поскольку температура в Арктике суровая, там очень холодно, и в зимнее время стоят паковые льды, взламывать которые призваны новейшие сверхмощные российские ледоколы. Собственно, это и есть их прямая задача.

Торгово-экономическим позиционированием перспективы Северного морского пути не ограничиваются, поскольку в Арктике реализовывается немало российских проектов – в частности, это добыча газа и производство экспортного СПГ компанией «НОВАТЭК».

Для того, чтобы поддерживать постоянную работу и морские поставки таких проектов, необходим современный ледокольный флот. Кроме того, нефтегазовая добыча РФ будет постепенно перемещаться в Арктику из-за исчерпания континентальных месторождений.

«Все, что касается Северного морского пути, является традиционным вопросом российской государственной политики, проводившейся в нашей стране не только в последние два десятилетие, но и все последнее столетие. Это связано с тем, что Россия в своей арктической зоне выходит на побережье Северного ледовитого океана и покрывает там практически всю территорию Евразии», - констатирует Климанов.

Именно на этой основе, как замечает эксперт, нужно рассматривать действия российских органов власти по отношению к Северному морскому пути, включая и строительство нескольких серий современных ледоколов для работы на этом направлении.

Россия делает долгосрочную стратегическую ставку на это направление

«Мы знаем, что в последних решениях президента РФ, а именно в указе №204 от 7 мая 2018 года, среди целей, которые надо выполнить по нацпроектам, содержится задача по многократному увеличению грузопотока по Северному морскому пути. Впрочем, все равно, главное здесь – это решение геостратегических и геополитических задач России в Арктике», - резюмирует Климанов.

Если брать перевозки по этому маршруту, то нужно разделять Северный морской путь на западное и восточное направление. Первое из них является обжитым и перспективным вариантом доставки грузов, а второе связано с объективными ограничениями.

«Западное направление Севморпути будет привлечено к перевозке нефтегазовых грузов из Западной Сибири. Для этого сегодня построен порт Сабетта, а также происходит развитие того же месторождения в Иваненково», - заключает Климанов.

Кроме того, это направление актуально для никелевого месторождения в Норильске, ресурсы с которого также проще доставлять до потребителя по Северному морскому пути, а вот с восточной частью маршрута все сложнее из-за погоды и отсутствия больших проектов.

«Мне представляется, что прогнозы по восточному направлению Северного морского пути и его активному использованию являются слишком оптимистичными. Да, есть задачи по развитию Якутии и Чукотки, есть возможность использования транзитности этого маршрута, как такового, для перевозки грузов из стран Юго-Восточной Азии, но это пока только проекты», - констатирует Климанов.

Владимир Викторович считает, что эти перевозки не приобретут массового характера даже при наличии большого ледокольного флота, который действительно сможет обеспечивать свободный проход судов даже в наиболее холодные месяцы года.

«А так, наши партнеры и конкуренты, причем как на Западе, так и в Азии, проявляют очень большой интерес к развитию Арктики, поэтому для России даже в случае проблем с Северным морским путем это направление чрезвычайно важно», - резюмирует Климанов.

Например, Китай за последние годы построил два ледокола, которые способны совершать передвижение в суровых условиях Арктики и Северного морского пути, явно имея в виду перспективу наращивания перевозок по этому транзитному направлению.

Напомним, что наша страна обозначила Севморпуть в качестве традиционного российского маршрута, и на этом основании выступает против любых претензий на его интернационализацию, и это также является аспектом данного ледокольного строительства.

Ведь без большого ледокольного флота мы просто не сможем демонстрировать свое присутствие в Арктике и продолжать работу по освоению Северного морского пути, который давно превратился для России в долгосрочный стратегический проект.



https://rueconomics.ru/423075-novye-ledokoly-pozvolyat-rossii-dominirovat-v-arktike

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений